Поделиться ссылкой:
Кроме Инкермана, еще одним местом средоточия горных обителей в период княжества Феодоро стали скальные обрывы, нависающие над Шулинской долиной, где расположено современное село Терновка (старое название – Шули). Здесь находилось два крупных монастыря. Зияющие глазницы первого из них – Челтер-Мармара хорошо заметны с автомобильной трассы Севастополь-Бахчисарай, сразу за поворотом на Терновку.
Пещерный монастырь Челтер (Чилтер, Чилтер-Мармара) – один из самых больших на полуострове. В переводе с крымскотатарского его название означает «деревянная решетка», «перегородка». Полагают, что оно возникло в связи с тем, что монастырские пещеры соединялись деревянными лестницами, балконами и галереями, издали напоминая решетку [Бушаков, 2007, с. 20]. В свою очередь исследователи, которые пытаются на основании филологических изысканий найти в Крыму следы древних индоариев предпочитают выводить его из тавро-готского, близкого к английскому shelter – «укрытие», «убежище» [Шапошников, 2007, с. 255].
Высота участка отвесной скалы Челтер-Кая, в котором находится монастырский комплекс, составляет 40 метров. Он обращен к югу, при этом центральная его часть несколько вдается в общий массив, в результате чего пещеры хорошо защищены от ветров двумя небольшими мысами. Несомненно, это обстоятельство сыграло свою роль при выборе места для монастыря. Всего в нем насчитывалось около 90 пещер, вырубленных в пять ярусов, из которых сохранилось 56. Остальные полностью или частично разрушены в результаты процессов выветривания и эрозии.
В первом ярусе находятся 12 искусственных пещерных сооружений и 2 естественных грота. Назначение их было различным. Небольшие пещеры с входами округлой формы использовались в качестве усыпальниц [Веймарн, Чореф, 1978, с. 140; Гайдуков, 2002, с. 116].
Более значительные имели характер жилых или хозяйственных помещений: в них обнаружены вырубки для очагов, отверстия для светильников в потолках и вырубные полочки в стенах. Естественные гроты представляли собой хлева для животных [Беляев, Бушенков, 1986, с. 184].
От подножия скалы к восточной части второго яруса шла скальная лестница, ведущая к деревянной калитке. Все его помещения были соединены вырубленной в скале галереей, из которой имелись входы в помещения. В некоторых местах она целиком проходила внутри скалы, но на основном протяжении закрывалась деревянной стенкой, гнезда и углубления для которой видны по сей день.
Поднявшись по лестнице, мы попадаем в полуразрушенную пещеру. В ней вырублено пять яйцеобразных емкостей глубиной до 2,5 м. В этом месте скальный массив рассечен трещиной, по которой в них собирали дождевые воды. Вплоть до нашего времени, даже в жаркие летние месяцы он заполнены водой [Беляев, Бушенков, 1986, с. 185].
Далее следуют два небольших служебных пещеры, а затем большое вытянутое по фасаду помещение (№24 по Веймарну), свод которого поддерживают две мощные колонны. Его боковые стены изрезаны большим количеством скоб, ниш, полочек, борозд. Вдоль восточной и северной стен прослеживаются остатки каменной скамьи. В потолке видны 14 колец для подвешивания светильников. На стенах – граффити с крестами, а также изображение олененка. По всей видимости пещера служила в качестве монастырской трапезной [Беляев, Бушенков, 1986, с. 185; Веймарн, Чореф, 1978, с. 146].
Если это действительно так, то окружающие её помещения можно интерпретировать как кладовые и кухню [Гайдуков, 2002, с. 116].
Самым эффектным сооружением Челтер-Мармары является «колонный зал» (помещение №27 по Веймарну). Он представляет собой большой естественный грот длиной 32, шириной 8 и высотой 2,9 м, южный край которого поддерживался шестью прямоугольными колоннами, одна из которых в настоящее время разрушена.
В восточной его части находился храм, размерами 9 м х 5,3 м, с полукруглой апсидой, отделявшейся от наоса деревянной алтарной преградой. В северо-восточной стене небольшая ниша, представлявшая собой жертвенник. В восточной – окно, возможно образовавшееся в результате вывала скалы при высекании ниши.
По литургическим особенностям устройство храма можно отнести к XII-XIII вв. [Виноградов, Гайдуков, Желтов, 2005, с. 75-76,79]. Вдоль северной стены наоса расположена скамья и пять вырубных могил. Храм занимал лишь часть грота, будучи отделен от остальной его территории стенами из нетёсаных камней на глине.
К церкви примыкали какие-то общественные и хозяйственные помещения. Судя по остаткам тарапана, одно из них представляло собой винодельню [Беляев, Бушенков, 1986, с. 186; Могаричев, 1997, с. 32]. В потолке западной части грота, приподнятой над поверхностью пола на высоту около метра, находится отверстие, а под ним система пазов и углублений. Вероятно, они предназначались для крепления деревянных конструкций, ведущих со второго яруса на третий.
Подняться туда можно было также по трещине скалы, переходящей в лесенку к западу от шестистолпного грота. В настоящее время ее ступени полностью истерлись [Беляев, Бушенков, 1986, с. 186].
В третьем ярусе насчитывалось около 20 помещений. Они соединялись между собой лестничными переходами и площадками, образовывая единый комплекс. В стенах тех из них, которые выходят к обрыву, сохранились остатки оконных проемов, закрывавшихся деревянными щитами, ставнями в случае непогоды. Одни из них носили жилой, другие хозяйственный характер. Пещера с двумя гробницами (№39 по Веймарну) могла представлять из себя мемориальную часовню [Беляев, Бушенков, 1986, с. 186; Веймарн, Чореф, 1978, с. 147; Могаричев, 1997, с. 32-33]. Над ними еще в начале прошлого века были видны остатки загадочной греческой надписи, ныне полностью истертой, которую А.Ю. Виноградов переводит следующим образом:
«Иисус Христос. Такой-то почил 6 ноября. И Иоанн останки поставил в пещере … и отложил … от змеи …».
Надпись необычна не только тем, что в ней отсутствует традиционная для христианских эпитафий формула «раб Божий», но и тем, что ее окончание не находит себе аналогий в византийских письменных памятниках. Кроме того, судя по палеографическим признакам ее можно отнести к IX–XI вв., что дает нижнюю границу для существования пещерного комплекса Челтер-Мармары [IOSPE: V 215].
На наружной стене этой пещеры в простенке между двумя проемами, которые, по всей видимости, завершались, смотрящими на обрыв деревянными балкончиками [Веймарн, Чореф, 1978, с. 147,151], вырублен крест в круге с расширяющимися концами, диаметром 53 сантиметра. Его хорошо видно с террасы второго яруса.
Полагают, что на третьем этаже размешался братский корпус. Около десятка помещений интерпретированы как кельи монахов, в каждой из которых жило два человека. Здесь же могли находиться ризница и библиотека [Гайдуков, 2002, с. 117-118].
Нижняя часть лестницы, которая вела со второго яруса на четвертый, сегодня полностью разрушена. Когда-то она начиналась снаружи алтарной апсиды главной монастырской церкви, что в «колонном зале». Судя по большему слою овечьего навоза наверху, произошло это обрушение относительно недавно, уже после того как опустевший монастырь стал использоваться местными пастухами в качестве хлева для скота [Бертье-Делагард, 1888, с. 240-241].
Пещеры четвертого яруса представляли собой обособленный хозяйственно-жилой комплекс, включавший, по всей видимости, кладовую с вырубленными круглыми отверстиями для установки пифосов, жилые помещения и небольшую молельню. Вероятно здесь обитали игумен с келейником и другими приближенными братьями, хранилась монастырская казна и «стратегические» запасы, в первую очередь зерно и вино [Беляев, Бушенков, 1986, с. 186-187; Веймарн, Чореф, 1978, с. 147; Гайдуков, 2002, с. 118; Могаричев, 2010, с. 109-110].
В восточном углу помещения №43 (по Веймарну, считавшего его церковью) находится ниша, вырубленная на высоте 0,7 м от уровня пола. Слева от нее две вырезанные в стене таблички для надписей. На одной из них упомянут «раб Божий Лука» и дата 6911 год от сотворения мира (1402/1403 от РХ). Другую с изображением креста и формулой «Иисус Христос побеждает» оставили некие Власий и Софроний [IOSPE: V 213; IOSPE: V 214].
Пятый ярус монастыря, через который можно выйти на вершину плато – самый маленький. Он состоит всего из двух пещер: одной естественной и второй рукотворной.
Последняя представляет собой крошечную часовню размерами 2,85 х 2,15 м и высотой 1,8 м с высеченным в восточной стене престолом. Обвалившаяся в настоящее время часть южной стены, снизу напоминает небольшое круглое окно.
В часовне много граффити с изображениями людей, животных, крестов, явно указывающих на то, что место пользовалось особым почитанием.
Часовня находится у входа в карстовую пещеру, в боку которой вырублен алтарь. Е.В. Веймарн и М.Я. Чореф полагали, что особый статус этого места был связан с культом святой воды [Веймарн, Чореф, 1978, с. 151]. По мнению Ю. М. Могаричева, оно могло быть освящено именем какого-то отшельника-анахорета, поселившегося здесь еще до основания монастыря [Могаричев, 1997, с. 33-34].
Если подняться с пятого яруса на вершину через большую карстовую воронку, а затем пройти по плато над комплексом монастыря к его восточной части, можно осмотреть еще одну интересную достопримечательность: скальный туннель, ведущий к естественной пещере с толстыми сталактитовыми и сталагмитовыми натеками.
Вероятно, что в период существования монастыря ее использовали для водосбора. Карстовые пещеры и искусственные резервуары играли большую роль в повседневной жизни монастырской братии, поскольку поблизости от Челтер-Мармары нет других источников воды.
На южном склоне Челтер-Кая ниже пещерного комплекса обнаружены остатки вырубленного в скале тарапана, а также террасы и подпорные стенки для разведения винограда, которое, как кажется, было важной частью хозяйственной жизни монастыря [Беляев, Бушенков, 1986, с. 187-188; Веймарн, Чореф, 1978, с. 151].
Монастырь существовал в X-XV вв. В лучшие времена в нем могло проживать до 50 монахов и послушников. Расцвет обители приходится на время существования княжества Феодоро, а ее запустение связывают с турецким завоеванием Крыма в 1475 году [Гайдуков, 2002, с. 119]. Судя по всему, с монастырем было связано располагавшееся на склоне Челтер-Каи село Мармара (тюрк. Мармар – «мрамор»). По состоянию на 1778 год в нем было 18 христианских дворов (103 человека) и одна церковь, название которой не сохранилось [Мальгин, 1994, с. 155].
© Княжество Феодоро, 2021
Библиография
- Беляев С.А. Исследование пещерного комплекса Чилтеры в 1973–1981 гг. / С.А. Беляев, В.А. Бушенков // ВВ. – 1986. – Т. 46 (71). – С. 181-188.
- Бертье-Делагард А.Л. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма / А.Л. Бертье-Делагард // ЗООИД. – 1888. – Т. 14. – С. 166-279.
- Бушаков В.А. Проблематика перебування індоаріїв у Північному Причорномор’ї (за топонімічними даними): Слов’янська філологія / В.А. Бушаков // Науковий вісник Чернівецького університету. – 2007. – № 354-355. – С. 16-22.
- Веймарн Е.В. Пещерный ансамбль Чильтер в Крыму / Е.В. Веймарн, М.Я. Чореф // Пещеры Грузии. – Тбилиси, 1978. – С. 139-153.
- Виноградов А.Ю. Пещерные храмы Таврики: к проблеме типологии и хронологии / А.Ю. Виноградов, Н.Е. Гайдуков, М.С. Желтов // Российская археология. – 2005. – № 1. – С. 72-80.
- Гайдуков Н.Е. Пещерная киновия Чилтер-Мармара в Крыму / Н.Е. Гайдуков // Российская археология. – 2002. – № 3. – С. 115-120.
- Мальгин А.В. Из наследия А. Л. Бертье-Делагарда / А.В. Мальгин // Крымский музей. – 1994. – № 1. – С. 151-170.
- Могаричев Ю.М. Крым: Пещерные города / Ю.М. Могаричев. – Киев, 2010. – 279 с.
- Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
- Шапошников А.К. Языковые древности Северного Причерномрья (Этимология языковых реликтов Северного Причерноморья). Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / А.К. Шапошников. – Москва: Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова, 2007. – 870 с.
- IOSPE: V 213 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.213-ru.html.
- IOSPE: V 214 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.214-ru.html.
- IOSPE: V 215 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.215-ru.html.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.