Пещерный монастырь Челтер-Мармара.

Пещерный монастырь Челтер-Мармара

Кроме Инкермана, еще одним местом средоточия горных обителей в период княжества Феодоро стали скальные обрывы, нависающие над Шулинской долиной, где расположено современное село Терновка (старое название – Шули). Здесь находилось два крупных монастыря. Зияющие глазницы первого из них – Челтер-Мармара хорошо заметны с автомобильной трассы Севастополь-Бахчисарай, сразу за поворотом на Терновку.

Пещерный монастырь Челтер.
Пещерный монастырь Челтер. Фото: Владимир Коваленко, 2005.

Пещерный монастырь Челтер (Чилтер, Чилтер-Мармара) – один из самых больших на полуострове. В переводе с крымскотатарского его название означает «деревянная решетка», «перегородка». Полагают, что оно возникло в связи с тем, что монастырские пещеры соединялись деревянными лестницами, балконами и галереями, издали напоминая решетку [Бушаков, 2007, с. 20]. В свою очередь исследователи, которые пытаются на основании филологических изысканий найти в Крыму следы древних индоариев предпочитают выводить его из тавро-готского, близкого к английскому shelter – «укрытие», «убежище» [Шапошников, 2007, с. 255].

Высота участка отвесной скалы Челтер-Кая, в котором находится монастырский комплекс, составляет 40 метров. Он обращен к югу, при этом центральная его часть несколько вдается в общий массив, в результате чего пещеры хорошо защищены от ветров двумя небольшими мысами. Несомненно, это обстоятельство сыграло свою роль при выборе места для монастыря. Всего в нем насчитывалось около 90 пещер, вырубленных в пять ярусов, из которых сохранилось 56. Остальные полностью или частично разрушены в результаты процессов выветривания и эрозии.

Челтер-Мармара. План расположения пещерных сооружений по Е.В. Веймарну.
Челтер-Мармара. План расположения пещерных сооружений по Е.В. Веймарну.
Пещерный монастырь Челтер-Мармара. Общий вид.
Пещерный монастырь Челтер-Мармара. Общий вид. Фото: Владимир Коваленко, 2005.

В первом ярусе находятся 12 искусственных пещерных сооружений и 2 естественных грота. Назначение их было различным. Небольшие пещеры с входами округлой формы использовались в качестве усыпальниц [Веймарн, Чореф, 1978, с. 140; Гайдуков, 2002, с. 116].

Челтер-Мармара. Нижний ярус.
Челтер-Мармара. Нижний ярус. Фото: Владимир Коваленко, 2005.

Более значительные имели характер жилых или хозяйственных помещений: в них обнаружены вырубки для очагов, отверстия для светильников в потолках и вырубные полочки в стенах. Естественные гроты представляли собой хлева для животных [Беляев, Бушенков, 1986, с. 184].

Челтер-мармара. Пещеры нижнего яруса.
Челтер-мармара. Пещеры нижнего яруса. Фото: Владимир Коваленко, 2005.

От подножия скалы к восточной части второго яруса шла скальная лестница, ведущая к деревянной калитке. Все его помещения были соединены вырубленной в скале галереей, из которой имелись входы в помещения. В некоторых местах она целиком проходила внутри скалы, но на основном протяжении закрывалась деревянной стенкой, гнезда и углубления для которой видны по сей день.

Челтер-Мармара. Вход на второй ярус.
Челтер-Мармара. Вход на второй ярус. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Поднявшись по лестнице, мы попадаем в полуразрушенную пещеру. В ней вырублено пять яйцеобразных емкостей глубиной до 2,5 м. В этом месте скальный массив рассечен трещиной, по которой в них собирали дождевые воды. Вплоть до нашего времени, даже в жаркие летние месяцы он заполнены водой [Беляев, Бушенков, 1986, с. 185].

Челтер-Мармара. Хозяйственные ямы.
Челтер-Мармара. Хозяйственные ямы. Фото: Владимир Коваленко, 2005.

Далее следуют два небольших служебных пещеры, а затем большое вытянутое по фасаду помещение (№24 по Веймарну), свод которого поддерживают две мощные колонны. Его боковые стены изрезаны большим количеством скоб, ниш, полочек, борозд. Вдоль восточной и северной стен прослеживаются остатки каменной скамьи. В потолке видны 14 колец для подвешивания светильников. На стенах – граффити с крестами, а также изображение олененка. По всей видимости пещера служила в качестве монастырской трапезной [Беляев, Бушенков, 1986, с. 185; Веймарн, Чореф, 1978, с. 146].

Челтер-Мармара. Трапезная.
Челтер-Мармара. Трапезная. Фото: Владимир Коваленко, 2005.

Если это действительно так, то окружающие её помещения можно интерпретировать как кладовые и кухню [Гайдуков, 2002, с. 116].

Челтер-Мармара. Пещеры №22-24 по Е.В. Веймарну.
Челтер-Мармара. Пещеры №22-24 по Е.В. Веймарну.

Самым эффектным сооружением Челтер-Мармары является «колонный зал» (помещение №27 по Веймарну). Он представляет собой большой естественный грот длиной 32, шириной 8 и высотой 2,9 м, южный край которого поддерживался шестью прямоугольными колоннами, одна из которых в настоящее время разрушена.

Челтер-Мармара. Колонный зал. Вид с востока.
Челтер-Мармара. Колонный зал. Вид с востока. Фото: Владимир Коваленко, 2005.

В восточной его части находился храм, размерами 9 м х 5,3 м, с полукруглой апсидой, отделявшейся от наоса деревянной алтарной преградой. В северо-восточной стене небольшая ниша, представлявшая собой жертвенник. В восточной – окно, возможно образовавшееся в результате вывала скалы при высекании ниши.

Челтер-Мармара. Алтарь пещерной церкви.
Челтер-Мармара. Алтарь пещерной церкви. Фото: Владимир Коваленко, 2005.

По литургическим особенностям устройство храма можно отнести к XII-XIII вв. [Виноградов, Гайдуков, Желтов, 2005, с. 75-76,79]. Вдоль северной стены наоса расположена скамья и пять вырубных могил. Храм занимал лишь часть грота, будучи отделен от остальной его территории стенами из нетёсаных камней на глине.

Челтер-Мармара. Главный храм по Е.В. Веймарну.
Челтер-Мармара. Главный храм по Е.В. Веймарну. План и разрезы.

К церкви примыкали какие-то общественные и хозяйственные помещения. Судя по остаткам тарапана, одно из них представляло собой винодельню [Беляев, Бушенков, 1986, с. 186; Могаричев, 1997, с. 32]. В потолке западной части грота, приподнятой над поверхностью пола на высоту около метра, находится отверстие, а под ним система пазов и углублений. Вероятно, они предназначались для крепления деревянных конструкций, ведущих со второго яруса на третий.

Челтер-Мармара. Колонный зал. Вид с запада.
Челтер-Мармара. Колонный зал. Вид с запада. Фото: Владимир Коваленко, 2005.

Подняться туда можно было также по трещине скалы, переходящей в лесенку к западу от шестистолпного грота. В настоящее время ее ступени полностью истерлись [Беляев, Бушенков, 1986, с. 186].

В третьем ярусе насчитывалось около 20 помещений. Они соединялись между собой лестничными переходами и площадками, образовывая единый комплекс. В стенах тех из них, которые выходят к обрыву, сохранились остатки оконных проемов, закрывавшихся деревянными щитами, ставнями в случае непогоды. Одни из них носили жилой, другие хозяйственный характер. Пещера с двумя гробницами (№39 по Веймарну) могла представлять из себя мемориальную часовню [Беляев, Бушенков, 1986, с. 186; Веймарн, Чореф, 1978, с. 147; Могаричев, 1997, с. 32-33]. Над ними еще в начале прошлого века были видны остатки загадочной греческой надписи, ныне полностью истертой, которую А.Ю. Виноградов переводит следующим образом:

«Иисус Христос. Такой-то почил 6 ноября. И Иоанн останки поставил в пещере … и отложил … от змеи …».

Надпись необычна не только тем, что в ней отсутствует традиционная для христианских эпитафий формула «раб Божий», но и тем, что ее окончание не находит себе аналогий в византийских письменных памятниках. Кроме того, судя по палеографическим признакам ее можно отнести к IX–XI вв., что дает нижнюю границу для существования пещерного комплекса Челтер-Мармары [IOSPE: V 215].

Челтер-Мармара. Пещерные сооружения третьего яруса по Е.В. Веймарну.
Челтер-Мармара. Пещерные сооружения третьего яруса по Е.В. Веймарну.

На наружной стене этой пещеры в простенке между двумя проемами, которые, по всей видимости, завершались, смотрящими на обрыв деревянными балкончиками [Веймарн, Чореф, 1978, с. 147,151], вырублен крест в круге с расширяющимися концами, диаметром 53 сантиметра. Его хорошо видно с террасы второго яруса.

Челтер-Мармара. Крест в третьем ярусе.
Челтер-Мармара. Крест в третьем ярусе. Фото: Владимир Коваленко, 2005.

Полагают, что на третьем этаже размешался братский корпус. Около десятка помещений интерпретированы как кельи монахов, в каждой из которых жило два человека. Здесь же могли находиться ризница и библиотека [Гайдуков, 2002, с. 117-118].

Нижняя часть лестницы, которая вела со второго яруса на четвертый, сегодня полностью разрушена. Когда-то она начиналась снаружи алтарной апсиды главной монастырской церкви, что в «колонном зале». Судя по большему слою овечьего навоза наверху, произошло это обрушение относительно недавно, уже после того как опустевший монастырь стал использоваться местными пастухами в качестве хлева для скота [Бертье-Делагард, 1888, с. 240-241].

Пещеры четвертого яруса представляли собой обособленный хозяйственно-жилой комплекс, включавший, по всей видимости, кладовую с вырубленными круглыми отверстиями для установки пифосов, жилые помещения и небольшую молельню. Вероятно здесь обитали игумен с келейником и другими приближенными братьями, хранилась монастырская казна и «стратегические» запасы, в первую очередь зерно и вино [Беляев, Бушенков, 1986, с. 186-187; Веймарн, Чореф, 1978, с. 147; Гайдуков, 2002, с. 118; Могаричев, 2010, с. 109-110].

Челтер-Мармара. Пещерные сооружения четвертого яруса по Е.В. Веймарну.
Челтер-Мармара. Пещерные сооружения четвертого яруса по Е.В. Веймарну.

В восточном углу помещения №43 (по Веймарну, считавшего его церковью) находится ниша, вырубленная на высоте 0,7 м от уровня пола. Слева от нее две вырезанные в стене таблички для надписей. На одной из них упомянут «раб Божий Лука» и дата 6911 год от сотворения мира (1402/1403 от РХ). Другую с изображением креста и формулой «Иисус Христос побеждает» оставили некие Власий и Софроний [IOSPE: V 213; IOSPE: V 214].

Челтер-Мармара. Часовня в четвертом ярусе.
Челтер-Мармара. Часовня в четвертом ярусе (2011)

Пятый ярус монастыря, через который можно выйти на вершину плато – самый маленький. Он состоит всего из двух пещер: одной естественной и второй рукотворной.

Челтер-Мармара. Проход на пятый ярус.
Челтер-Мармара. Проход на пятый ярус. Фото: Владимир Коваленко, 2005.

Последняя представляет собой крошечную часовню размерами 2,85 х 2,15 м и высотой 1,8 м с высеченным в восточной стене престолом. Обвалившаяся в настоящее время часть южной стены, снизу напоминает небольшое круглое окно.

Челтер-Мармара. Часовня в пятом ярусе.
Челтер-Мармара. Часовня в пятом ярусе. Фото: Владимир Коваленко, 2005.

В часовне много граффити с изображениями людей, животных, крестов, явно указывающих на то, что место пользовалось особым почитанием.

Челтер-Мармара. Пятый ярус по Е.В. Веймарну.
Челтер-Мармара. Пятый ярус по Е.В. Веймарну.

Часовня находится у входа в карстовую пещеру, в боку которой вырублен алтарь. Е.В. Веймарн и М.Я. Чореф полагали, что особый статус этого места был связан с культом святой воды [Веймарн, Чореф, 1978, с. 151]. По мнению Ю. М. Могаричева, оно могло быть освящено именем какого-то отшельника-анахорета, поселившегося здесь еще до основания монастыря [Могаричев, 1997, с. 33-34].

Челтер-Мармара. Карстовая пещера.
Челтер-Мармара. Карстовая пещера. Фото: Владимир Коваленко, 2005.

Если подняться с пятого яруса на вершину через большую карстовую воронку, а затем пройти по плато над комплексом монастыря к его восточной части, можно осмотреть еще одну интересную достопримечательность: скальный туннель, ведущий к естественной пещере с толстыми сталактитовыми и сталагмитовыми натеками.

Челтер-Мармара. Туннель.
Челтер-Мармара. Туннель. Фото: Владимир Коваленко, 2005.

Вероятно, что в период существования монастыря ее использовали для водосбора. Карстовые пещеры и искусственные резервуары играли большую роль в повседневной жизни монастырской братии, поскольку поблизости от Челтер-Мармары нет других источников воды.

На южном склоне Челтер-Кая ниже пещерного комплекса обнаружены остатки вырубленного в скале тарапана, а также террасы и подпорные стенки для разведения винограда, которое, как кажется, было важной частью хозяйственной жизни монастыря [Беляев, Бушенков, 1986, с. 187-188; Веймарн, Чореф, 1978, с. 151].

Монастырь существовал в X-XV вв. В лучшие времена в нем могло проживать до 50 монахов и послушников. Расцвет обители приходится на время существования княжества Феодоро, а ее запустение связывают с турецким завоеванием Крыма в 1475 году [Гайдуков, 2002, с. 119]. Судя по всему, с монастырем было связано располагавшееся на склоне Челтер-Каи село Мармара (тюрк. Мармар – «мрамор»). По состоянию на 1778 год в нем было 18 христианских дворов (103 человека) и одна церковь, название которой не сохранилось [Мальгин, 1994, с. 155].

© Княжество Феодоро, 2021

Библиография

  1. Беляев С.А. Исследование пещерного комплекса Чилтеры в 1973–1981 гг. / С.А. Беляев, В.А. Бушенков // ВВ. – 1986. – Т. 46 (71). – С. 181-188.
  2. Бертье-Делагард А.Л. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма / А.Л. Бертье-Делагард // ЗООИД. – 1888. – Т. 14. – С. 166-279.
  3. Бушаков В.А. Проблематика перебування індоаріїв у Північному Причорномор’ї (за топонімічними даними): Слов’янська філологія / В.А. Бушаков // Науковий вісник Чернівецького університету. – 2007. – № 354-355. – С. 16-22.
  4. Веймарн Е.В. Пещерный ансамбль Чильтер в Крыму / Е.В. Веймарн, М.Я. Чореф // Пещеры Грузии. – Тбилиси, 1978. – С. 139-153.
  5. Виноградов А.Ю. Пещерные храмы Таврики: к проблеме типологии и хронологии / А.Ю. Виноградов, Н.Е. Гайдуков, М.С. Желтов // Российская археология. – 2005. – № 1. – С. 72-80.
  6. Гайдуков Н.Е. Пещерная киновия Чилтер-Мармара в Крыму / Н.Е. Гайдуков // Российская археология. – 2002. – № 3. – С. 115-120.
  7. Мальгин А.В. Из наследия А. Л. Бертье-Делагарда / А.В. Мальгин // Крымский музей. – 1994. – № 1. – С. 151-170.
  8. Могаричев Ю.М. Крым: Пещерные города / Ю.М. Могаричев. – Киев, 2010. – 279 с.
  9. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
  10. Шапошников А.К. Языковые древности Северного Причерномрья (Этимология языковых реликтов Северного Причерноморья). Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / А.К. Шапошников. – Москва: Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова, 2007. – 870 с.
  11. IOSPE: V 213 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.213-ru.html.
  12. IOSPE: V 214 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.214-ru.html.
  13. IOSPE: V 215 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.215-ru.html.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.

Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.

Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *