Шулдан. Вид с юго-запада.

Пещерный монастырь Шулдан

Пещерный монастырь Шулдан расположен примерно в 3 километрах от Челтер-Мармары, недалеко от Эли-Буруна (Мыса ветров) – самой высокой (515 метров над уровнем моря) и восточной точки горного массива, возвышающегося над Шулинской долиной.

Шулдан. Вид с юга.
Шулдан. Вид с юга. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2007.

Немного к западу от того места, где находится монастырь, скальная гряда понижается до высоты 400 метров, образуя удобный перевал Кафка-Богаз, по которому в древности шла извилистая верховая дорога из Шули к Эски-Кермену и Черкес-Кермену. Это, а также наличие двух родников, предопределило место для выбора обители.

В путеводителях можно прочитать, что название Шулдан является крымскотатарским и означает «отдающий эхо». Однако приведший его в своих «Материалах к археологической карте Крыма» Н.И. Репников отмечал, что оно неизвестно местному населению и должно относиться «к древнейшей эпохе» топонимики Крыма [Репников, 1939, с. 71].

Обращает на себя сходство топонима с названием близлежащего села Шули (Терновка). В османских документах оно фигурирует уже в 1529 году, когда в нем находилось 4 мусульманских и 20 христианских дворов [Öztürk, 2014, p. 239]. А.К. Шапошников выделяет в нем основу иранского типа sûl – «столб, бревно, колючка» с добавлением форманта dan – «место хранения» или don – река, что в результате дает «вместилище столбов», «изобилие терна» или даже «терновая река». Само же название, по мнению исследователя, восходит к сармато-аланской эпохе [Шапошников, 2007, с. 133, 372-373, 490].

Пещерный монастырь Шулдан.
Пещерный монастырь Шулдан. Фото: Владимир Коваленко, 2005.

Одним из первых исследователей, побывавших на Шулдане, был, по всей видимости, граф А.С. Уваров. Среди изобразительных материалов к его «Собранию карт и рисунков к исследованиям о древностях Южной России и берегов Черного моря», которые хранятся в Государственном историческом музее, есть рисунки интерьеров монастыря. Один из них выполнен И.Н. Медведевым и на сайте музея подписан «Тепе-Кермен», но с полной уверенностью можно сказать, что здесь изображен Шулдан. Второй представляет собой акварель М.Б. Вебеля с зарисовками росписей пещерных храмов. На основании сличения их с описаниями, можно сделать вывод, что в ее верхней части приведены фрески церкви «Успения» на Эски-Кермене, а в нижней Шулданского храма.

Монастырь включал в себя около 20 пещерных сооружений, расположенных в два яруса. Его главная достопримечательность – большой пещерный храм. В настоящее время пройти к нему можно с востока, поднявшись по небольшой лестнице, которая ведет к группе из трех связанных друг с другом естественных пещер. В их стенах прорублены световые окна, а сами они носят следы обработки. Выход из последней ведет на узкую террасу, проходящую над обрывом, длиной примерно 30 шагов. Она выводит на открытую площадку с двумя вырубными гробницами, рядом с которой расположен храмовый комплекс.

Большой храм Шулдана представляет собой настоящий ансамбль, полностью высеченный в скале. В него входили собственно храм, примыкающая к нему с юга крещальня, мемориальная часовня с усыпальницей, притвор и подсобные помещения.

Шулдан. План главного храма по В.П. Бабенчикову.
Шулдан. План главного храма по В.П. Бабенчикову.

Прямоугольная в плане церковь, размерами 7 метров в длину и 3,3 метра в ширину, перекрыта полуциркульным сводом. Алтарь отделялся от наоса деревянным иконостасом. Посередине алтарного пространства находился престол, а под ним вырубка для вложения мощей. В основании стен апсиды помещался двухступенчатый синтрон, высотой около 1 метра, в центре которого находилось «горнее место», предназначенное для архиерея.

Медведев И.Н. Пещерный монастырь Шулдан
Пещерный храм Шулдана. Рисунок И.Н Медведева.

Из южной стены алтаря вел вход в баптистерий. В его восточной стене располагалась ниша с вырубной купелью, которая перекрывалась деревянной крышкой. В помещении, примыкающем к храму с севера, находилась мемориальная часовня. В нее вело два входа. Один из наоса, а второй – в форме арки с вырубленной нишей для установки иконы – с запада. В северной стене часовни устроена большая усыпальница, а под ней гробница. На стенах часовни исследователи видели многочисленные поминальные граффити с крестами. Одному из них А.Ю. Виноградов прочел как «пресвитер Далла», предположив, что Далл – это древнее название монастыря Шулдан или местности вокруг него [IOSPE: V 218].

На северной стене храма еще в конце XIX века были заметны следы фресковой росписи: фигуры в рост на синем фоне, обрамленные красной каймой. Одна из них – Богоматерь с младенцем [Могаричев, 1997, с. 36-37].

Вебель М.Б. Фрагменты фресковой живописи в пещерном храме.
Фресковая живопись в большом пещерном храме Шулдана. Фрагмент акварели М.Б. Вебеля.

В период существования монастыря к главному храму Шулдана можно было подняться также с запада из большого естественного грота в основании скалы. От него вверх вела лестница в 40 ступенек, проходящая мимо двух вырубных пещерных помещений и выводившая через небольшой коридор на уже упомянутую скальную площадку на краю обрыва. Сегодня нижняя часть лестницы разрушена в результате обвала.

Шулдан. Терраса к югу от храма.
Шулдан. Терраса к югу от храма.

Большой храм Шулдана имеет две отличительных особенности. Во-первых, значительную высоту свода – 3,65 м, придающую ему особую торжественность и выделяющую из группы небольших монастырских церквушек. По этому показателю к нему ближе всего главная церковь монастыря св. Софии (высота свода 5 метров) и «царский» храм св. Георгия в Инкермане. Во-вторых, как полагают, в нем было сопрестолие – находящееся на возвышении седалище для архиерея, рядом с которым полукругом располагались места для священников. Это заставляет видеть в нем митрополичий храм, в котором служили главы Готской церкви [Могаричев, 1997, с. 37-38]. Возможно, он был их резиденцией в период между разгромом Эски-Кермена полчищами Ногая в 1299 году и восстановлением крепости на Мангупе в середине XIV в.

Шулдан. Комплекс главного храма.
Шулдан. Комплекс главного храма. Фото 1920-х гг.

Некоторые исследователи выделяют в монастырском комплексе Шулдана еще одну церковь [Бертье-Делагард, 1888, с. 239; Могаричев, 1997, с. 37]. Она находится на втором ярусе над восточным входом. Подъем к ней ведет от одной из естественных пещер по вырубленной в скале лестнице. Впрочем, две церкви для такого небольшого монастыря могли оказаться излишними, поэтому есть мнение, что помещение, не имеющие характерных для храма литургических устройств [Виноградов, Гайдуков, Желтов, 2005, с. 72-73], представляло собой трапезную, на что возможно указывает скамья, вырубленная у северной стены [Харитонов, 2005, с. 202].

Монастырь имел несколько строительных периодов, о чем свидетельствуют два слоя фресковой росписи в Большом храме. Предполагают, что он был основан в XIII-XIV вв. и достиг расцвета во время существования княжества Феодоро. Как и многие другие крымские обители, он пришел в упадок после трагических событий 1475 года [Могаричев, 1997, с. 37-38].

© Княжество Феодоро, 2021

Библиография

  1. Бертье-Делагард А.Л. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма / А.Л. Бертье-Делагард // ЗООИД. – 1888. – Т. 14. – С. 166-279.
  2. Виноградов А.Ю. Пещерные храмы Таврики: к проблеме типологии и хронологии / А.Ю. Виноградов, Н.Е. Гайдуков, М.С. Желтов // Российская археология. – 2005. – № 1. – С. 72-80.
  3. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
  4. Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма (ркп) / Н.И. Репников. – 1939. – 387 с.
  5. Харитонов С.В. «Пещерные города» Крыма: путеводитель / С.В. Харитонов. – Санкт-Петербург: СПД Бровкин А.В., 2005. – 247 с.
  6. Шапошников А.К. Языковые древности Северного Причерномрья (Этимология языковых реликтов Северного Причерноморья). Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / А.К. Шапошников. – Москва: Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова, 2007. – 870 с.
  7. IOSPE: V 218 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.218-ru.html.
  8. Öztürk Y. Osmanlı hakimiyetinde kefe (1475 – 1600): Bilge kültür sanat / Y. Öztürk. – 2. basım. – İstanbul: Bilge Kültür Sanat, 2014. – 639. – 567 p.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии