Поделиться ссылкой:
В конце XVI века Георгий Кастриот, потомок знаменитого Скандербега, обнаружил в библиотеке Святой Екатерины на Синае сборник византийских императорских грамот. С разрешения настоятеля он перевел с греческого на латынь некоторые документы по истории Константиновского Ордена, относившиеся ко времени правления императора Иоанна VI Кантакузина, и опубликовал их в 1584 году в Ясах при князе Дмитрии II Мовилэ.
Таким предисловием открывается книга немецкого ученого Иоганна Самюэля Мюллера, изданная в 1755 году в Гамбурге под названием «Правила Священного Ангельского Золотого Константиновского Воинства царского Ордена священномученика Георгия» [Muller, 1755]. Том содержит посвящение Раду Кантакузину – сыну валашского князя Штефана (1714-1716).
По иронии судьбы румынские Кантакузины с намного большими основаниями могли считать себя наследниками императоров, нежели венецианские Ангело. В Византии эта аристократическая семья известна с конца XI века. В 1341 году после смерти Андроника III Палеолога (1328-1341) его ближайший соратник Иоанн Кантакузин стал регентом при малолетнем Иоанне V Палеологе (1341-1391), а спустя некоторое время провозгласил себя императором под именем Иоанна VI. Хотя ему и не удалось основать новую династию в Константинополе, Кантакузины в течение нескольких десятилетий сохраняли власть в автономном Морейском деспотате на Пелопоннесе, пока не были вытеснены оттуда Палеологами.
В середине XVI века мы встречаем в Османской империи греческого магната Михаила Кантакузина, по прозвищу «Шейтан-оглу» («сын дьявола»). Есть основания предполагать, что он являлся представителем древнего рода, пережившего катастрофу 1453 года [Cazacu, Cantacuzène, 2001, p. 303-308]. Пользуясь, благодаря своим богатствам, столь значительным политическим влиянием, что современники называли его «опорой греческой нации», Михаил распространил свое влияние не только на вселенский патриархат, но и на зависимые от турок христианские княжества Молдавию и Валахию. Благодаря выгодным династическим бракам, греки Кантакузины со временем превратились в одну из главных семей в среде дунайской знати [Рансимэн, 2006, с. 370]. Во второй половине XVII века один выходец из их клана стал князем Молдавии, а двое других – господарями Валахии.
Щербан Кантакузин, правивший Валахией в 1678-1688 гг. как вассал османов, одновременно пытался наладить связи с Австрией и Польшей. Весной 1688 года он подписал договор с императором Священной Римской Империи Леопольдом I Габсбургом признавшим Валахию и Молдавию наследственными землями Кантакузинов [Ionescu, 1979, с. 240-241]. Однако замыслы честолюбивого господаря шли еще дальше. Считая себя потомком императоров, валашский князь мечтал о восстановлении Византии.
Об амбициях Щербана свидетельствуют геральдические эмблемы, в частности, двуглавые орлы, которые в годы его правления широко использовались в качестве элемента декора церквей, на иллюстрациях к печатным изданиям, на предметах религиозного и светского обихода. Своеобразным отражением его политических устремлений является герб на закладной плите Успения Богородицы монастыря Котроцени: византийский двуглавец с валашским вороном на груди [Atanasiu, Tiron, 2016, с. 468-469; Ionescu, 1979, с. 243-248].
Внезапная смерть Щербана помешала этим планам. Однако и при его преемнике Константине II Брынковяну (1688-1714) Кантакузины сохранили значительное влияние при дворе. Главой клана стал брат Щербана и дядя нового господаря по материнской линии Константин Кантакузин, занимавший должности советника по иностранным делам и главы княжеской канцелярии.
В молодости он учился в Падуанском университете (1667-1668), где, по всей видимости, узнал о существовании Константиновского Ордена [Sainty, 2018, p. 148, 513-514]. Поскольку он считался наследственной наградой императоров Византии, Кантакузины с целью подчернить свою легитимность, стали использовать орденские регалии. Их можно увидеть на могильных плитах великого спафария Иордакия (Георгия) Кантакузина (ум. в 1692) и великого логофета Раду Кантакузина (ум. в 1715), а также на деревянных дверях Успенской церкви в Котроцени (1707) [Ionescu, 1979, с. 248-250; Sainty, 2018, p. 514].
В 1714 году всесильному министру удалось добиться смещения господаря Константина Брынковяну и утверждения князем Валахии своего сына Штефана. Однако второе пришествие Кантакузинов к власти было недолгим. Уже спустя два года турки обвинили их в государственной измене, и Штефан вместе с отцом были казнены в Стамбуле.
Сыновья злополучного князя Раду и Константин бежали в Европу, где в течение нескольких лет они вели кочевую жизнь, пытаясь заручиться поддержкой римского папы, австрийского императора, правительств Неаполя, Венеции, Тосканы в деле возвращения престола. Не добившись успеха, они направились в Санкт-Петербург. Петр I доброжелательно принимал беженцев из дунайских княжеств, однако новая война с Османской империей после неудачного Прутского похода не входила в его планы. Поэтому после нескольких лет пребывания в России Раду в 1724 году вернулся в Вену, где император Карл VI Габсбург пообещал ему свое покровительство. Здесь он создал свой «двор в изгнании» и начал щедрую раздачу титулов и «византийских» привилегий в обмен на финансовую помощь [Sainty, 2018, p. 509-511].
Обстоятельства благоприятствовали его мечтам. В австрийской столице были весьма раздосадованы тем, что после брака Изабеллы Фарнезе, племянницы бездетного пармского герцога Франческо, с Филиппом V Испанским, Парма, а вместе с ней и «древнейший в мире орден» могут перейти по наследству к злейшим врагам Габсбургского дома – Бурбонам. В связи чем имперские власти оказали поддержку самозванному магистру Жану Антонио Лазье, по всей видимости, потомку Ангело по женской линии [Sainty, 2018, p. 146]. Когда же тот был разоблачен агентами Фарнезе как жулик и шарлатан, в Вене сделали ставку на Раду Кантакузина как законного наследника «Константинополя, Пелопоннеса и Бессарабского герцогства» [Sainty, 2018, p. 510].
В 1735 году император Карл VI официально признал его великим магистром Коснтантиновского Ордена, а спустя год он в звании полковника был назначен командиром отряда иллирийских гусар, который вел боевые действия против турок в Сербии. Впрочем, Раду не спешил на фронт, а продолжал жить в Вене, где предавался политическим интригам и любовным похождениям, а поскольку выделенного ему денежного содержания катастрофически не хватало для оплаты долгов, он стал за деньги посвящать в константиновские рыцари не только аристократов, но и богатых буржуа, стремившихся проникнуть в избранное общество.
Дипломы Раду Кантакузина представляли собой настоящие произведения искусства: они изготовлялись на пергаменте высокого качества и украшались миниатюрами. О политической программе «наследника византийского престола» позволяет составить представление его герб, помещенный в дипломе, выданном барону Карлу фон Абшацу 2 января 1744 года.
Гербовой щит дважды рассечен и дважды пересечен, с рассеченными пятой и восьмой частями, что дает одиннадцать частей. В первой части две золотые короны в черном поле (воображаемая геральдическая эмблема «императора Константинополя», заимствованная из средневековых армориалов). Во второй части на серебряном поле ангел, облаченный в лазоревую мантию и положивший левую руку на бедро, а правой касающийся облака, из которого выходит половина мифологического персонажа – возможно богиня Фортуна, держащая в правой руке рог изобилия цвета (воображаемый герб Ангелов). В третьей и восьмой частях две руки, одетые в императорский пурпур, держащие золотую корону (еще один воображаемый византийский герб). В четвертой в лазоревом поле черный ворон на серебряной скале, держащий в клюве золотой крест, сопровождаемый золотым солнцем и серебряным полумесяцем (герб Валахии). В пятой два серебряных столпа в червленом поле (воображаемая геральдическая эмблема «императора Константинополя») В шестой в золотом поле лев естественного цвета, держащий в передних лапах натянутый лук со стрелой, направленной вниз на черного медведя, который в одной лапе держит рук, а другой поддерживает щиток. В седьмой голова быка естественного цвета с золотым кольцом в носу, между рогами которого расположена шестилучевая звезда того же металла (герб Молдавии). Восьмая разделена надвое черной с серебром перевязью. В голове на лазоревом поле пять звезд. В основании на серебряном поле рыбак с удочкой, одетый в красную тунику. В щитке три золотых лилии в лазоревом поле (намек на легендарное происхождение Кантакузинов от Валуа). Щит, увенчанный короной князя Священной Империи, окружен цепью Константиновского ордена Святого Георгия, с которой свисает крест в медальоне, и поддерживается черным двуглавым орлом, держащим в когтях меч и скипетр, на червленой мантии c горностаевым мехом. Венчает герб еще одна княжеская корона.
Под стать был и титул, придуманный Раду, именовавшим себя «герцогом Валахии, Молдавии и Бессарабии», «деспотом Пелопоннеса», «графом Эпидавра и Коринфа», а также «наследником и господином» земель Украины [Sainty, 2018, p. 511].
Недолгий период, в течение которого молдавский господарь Георгий Дука являлся гетманом Правобережья (1681-1683), был беззастенчиво использован неутомимым авантюристом для заявления династических претензий.
Однако вскоре удача повернулась к нему спиной. В 1739 году Австрия заключила мирный договор с турками, которые восстановили полный контроль над территорией Валахии, а в следующем году умер покровитель Раду император Карл VI Габсбург. Его дочь и наследница Мария Терезия запретила ему посвящать новых рыцарей и аннулировала все ранее выданные «Константиновские» дипломы [Sainty, 2018, p. 512].
Желая отомстить обидчице, он вступил в переписку с врагами Габсбургов в войне за австрийское наследство, обещая поднять против них «греков, валахов, молдаван и другие народы» Восточной Европы. Заговор раскрыли. Брат Раду Константин был арестован и провел остаток жизни в австрийской тюрьме, а сам он нашел убежище в Эрфурте. В течение следующих пятнадцати лет сын валашского князя пытался заручиться поддержкой дворов Франции, Польши и других европейских государств в деле возвращения отцовского «наследства», однако так и не добился существенных успехов. Он скончался 21 мая 1761 и был похоронен в церкви св. Иоанна в Каменец-Подольске.
На его надгробной плите помещалась следующая эпитафия: «Иоанну Рудольфу Кантакузину, старшему сыну Штефана, господаря Валахии, поставила сей памятник, как выражение вечной любви и памяти, скорбящая супруга Елизавета, урождённая графиня Бофремон. Князь этот родился в Бухаресте в Валахии 7 марта 1699 года, умер в Ластовцах в Польше 1 июня 1761 года и останки свои сложил в каменецкой Свято-Иоанновской церкви греческого обряда в Подолье. Происходя от Кантакузинов, царствовавших на востоке с 1341 года, он, вследствие завоевания турок, потерял власть в лице прадеда, в лице же своего отца приобрёл господство Валахии и Бессарабии. Изгнанный отсюда, спасал от убийства жизнь свою в Галлии, Германии и, наконец, в Польше. Кто бы ты ни был, путник, не удивляйся превратностям счастья, посылаемым Богом: оно не может быть прочно на земле, ищи его на небе» [Сецинский, 1890, с. 7].
До самой смерти Раду не терял надежды на признание своих прав на титул великого магистра. Для этого он убедил авторитетного ученого Иоганна Самюэля Мюллера издать собрание документов Ордена Святого Георгия, тем самым создав еще одну главу в его апокрифической истории.
Сборник открывает список великих магистров от императора Иоанна VI до Раду Кантакузина. Далее следует хрисовул того же императора от 14 сентября 1341 года, которым титул магистра закрепляется за его потомками, подтвержденный синодальными определениями за подписью вселенского патриарха Феофила от 16 сентября 1341 года и 7 мая 1343 года. Опубликованным здесь же Уставом, утвержденным византийскими светскими и церковными властями, определяются основные принципы существования воинского братства, нормы поведения рыцарей, церемонии посвящения, знаки отличия, права женщин. В заключение дана «Конституция» Ордена Гроба Господня, который рассматривается как дочерний по отношению к Константиновскому.
Все эти документы представляют собой грубо сделанные фальшивки: некоторые упомянутые в них лица (например, патриарх Феофил или князь Молдавии Дмитрий II Мовилэ) являются мифическими персонажами, у других неверно даны даты правления, титулы, годы жизни [Olar, 2017, p. 68, 2013, p. 160-162]. То же самое можно сказать и о легендарных генеалогиях семьи, составленных по заказу Раду и сохраненных его родственником генералом русской службы Михаилом Кантакузином, который получил их от дочери самозваного «магистра» Леопольдины о’Доннел и ученого Георгия Саула [Cantacuzino, Iorga, 1902, p. 24-35].
Однако не все в них является чистым вымыслом. Они сохранили и достоверную, хоть иногда и сильно искаженную информацию о родственных связях дунайской знати XVI-XVII вв., частью заимствованную из исторической литературы того времени, частью основанную на семейных преданиях [Pippidi, 1979, p. 299-302, 1997, p. 221-223]. По выражению А. Пиппиди, Раду написал династический роман, в котором правда и фантазии идут рука об руку. Кантакузины продолжали обращаться к нему вплоть до снесших аристократию восточной Европы событий первой половины XX века, используя в своих гербах воображаемые византийские геральдические эмблемы и регалии Константиновского Ордена.
Читать продолжение:
© Княжество Феодоро, 2022
Библиография
- Кантакузин-Сперанский М.Р. Сага о Кантакузиных-Сперанских / М.Р. Кантакузин-Сперанский. – Москва, 2004. – 368 с.
- Рансимэн С. Великая Церковь в пленении. История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. / С. Рансимэн. – Санкт-Петербург: Издательство Олега Абышко, 2006. – 464 с.
- Сецинский Е. Древнейшія православныя церкви въ Подоліи ІІІ. Каменецкая Св.-Іоанно-Предтеченская церковь (Старый Соборъ) / Е. Сецинский. – Каменецъ-Подольскъ, 1890. – 50 с.
- Atanasiu M.-B. An Armorial Souvenir of the Byzantine Empire: the Double-Headed Eagle of the Cantacuzino’s (Kantakouzenos) Family Presence in Today’s Romanian Civic Heraldry / M.-B. Atanasiu, T.-R. Tiron // Revista Istorica. – 2016. – Т. XXVII. – № 5-6. – С. 463-494.
- Ionescu D. Şerban Cantacuzène et la restauration byzantine. Un idéal à travers ses images / D. Ionescu // Études Byzantines et Post- Byzantines. – 1979. – Т. 1. – С. 239-267.
- Cantacuzino M. Genealogia Cantacuzinilor / M. Cantacuzino, N. Iorga. – Bucuresti: Institutul de Arte grafice și Editură Minerva, 1902. – 604 p.
- Cazacu M. Généalogie et Empire. Les Cantacuzène de l’époque byzantine à l’époque ottomane / M. Cazacu, J.-M. Cantacuzène // L’empereur hagiographe. Culte des saints et monarchie byzantine et post-byzantine. – Bucarest, 2001. – P. 294-308.
- Muller J.S. Constitutio definitoria Sacræ AngelicæAuratæ Constantinianæ Militiæ Augusti Ordinis Sancti Megalo-MartyrisGeorgii ab Imperatore Ioanne V. Cantacuzeno, Angelo, Flavio, Comneno, insynodo Demotichæ A. MCCCXXXI. et sequentibus habita decreta, cum aliismonumentis huc pertinentibus, duabusque appendicibus De constitutionibus etritibus Ordinis Sancti Sepulcri et De exequiis Magni Magistri, Prioris,Superioris etc. E Græco sermone in Latinum conversa iconibusque ornata / J.S. Muller. – Hamburgi, 1755. – 210 p.
- Olar O.-V. Intrigi politice, strategii de ascensiune socială și genealogii fabuloase. Episcopul Inochentie Micu, Cavaler și Prefect Suprem pentru Dacia al Ordinului “Constantinian” al Sf. Gheorghe / O.-V. Olar // Apulum. – 2014. – Vol. 51. – № 2. – P. 129-161.
- Olar O.-V. Two Eighteenth-Century Adventurers and the Myth of Skanderbeg / O.-V. Olar // Revista istorică. – 2017. – Vol. XXVIII. – № 1-2. – P. 65-76.
- Olar O.-V. Un aventurier al Luminilor. Prinţul Radu Cantacuzino (1699-1761) şi Ordinul constantinian al Sfântului Gheorghe / O.-V. Olar // Istoria: utopie, amintire şi proiect de viitor. Studii de istorie oferite Profesorului Andrei Pippidi. – Iaşi: EUAIC, 2013. – P. 153-166.
- Pippidi A. Fables, bagatelles et impertinences. Autour de certaines généalogies byzantines des XVIe-XVIIIe siècles / A. Pippidi // Études byzantines et post-byzantines. – 1979. – Vol. 1. – P. 269-305.
- Pippidi A. L’ordre Constantinien et les généalogies byzantines / A. Pippidi // Etudes byzantines et post-byzantines. – 1997. – Vol. 3. – P. 199-226.
- Sainty G.S. The Constantinian Order of Saint George: and the Angeli, Farnese and Bourbon families which governed it / G.S. Sainty. – Boletín Oficial del Estado, 2018. – 578 p.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.