Двуглавый орел в Византии. Выводы

(1) Двуглавый орел известен в Византии с XII века как орнаментальный элемент восточного происхождения на придворных одеяниях и в скульптурном декоре. Нет свидетельств того, что до Палеологовской эпохи он мог иметь геральдическое значение.

Фанар. Собор святого Георгия. Двуглавый орел.
Фанар. Собор святого Георгия. Двуглавый орел. Фото: Андрей Васильев (2006).

(2) Во второй половине XIII века двуглавого орла начинают воспринимать как знак власти, символ высокого социального положения, непосредственно связанный с императорским двором, что отразилось в изображениях его на одеяниях высшей аристократии и на императорских суппедионах.

Святая Екатерина в одеянии с двуглавыми орлами.
Святая Екатерина в одеянии с двуглавыми орлами. Икона, 16-17 век. Крит.

(3) В начале XIV века он приобретает статус эмблемы правящего императорского дома. Об этом свидетельствуют памятники, где двуглавец соседствует с монограммой Палеологов. В этом отношении показателен пример ветви династии, обосновавшейся в Монферратском маркграфстве. Столкнувшись с необходимостью следовать европейским геральдическим традициям, Теодор Палеолог принял в качестве герба двуглавого орла, поместив его на своей печати.

Монограмма Палеологов. Manuscrisul de la Vatican al Carlottei de Lusignan.
Монограмма Палеологов. Manuscrisul de la Vatican al Carlottei de Lusignan (Cod. gr. 1158, fol. 6).

(4) Примерно в это же время (конец XIII-начало XIV вв.) в Западной Европе под влиянием имперского мифа о Гогенштауфенах складывается представление о двуглавом орле как о гербе древнего Рима, Юлия Цезаря и Константина Великого. Поскольку последний был основателем Константинополя, его герб начинают приписывать Византии, но не столько реальной империи Палеологов (в качестве ее эмблемы выступает тетрабазилеон), сколько воображаемому «Римскому царству» на Востоке, которое рассматривается как мифологическо-историческое пространство. Поэтому французский мастер украшает двуглавым орлом свадебный кулон, изготовленный в честь брака Филиппа Тарентского с эпирской принцессой Тамарой Ангелиной, его же составители карт-портоланов изображают на штандартах трапезундских Великих Комнинов, двуглавых орлов вырезают на саркофаге доньи Ватацы Ласкарис, происходящей от императоров Никеи и т.д.

Императорский штандарт с тетрабазилеоном над Константинополем. Миниатюра к «Завоеванию Константинополя» Виллардуэна.
Императорский штандарт с тетрабазилеоном над Константинополем. Миниатюра к «Завоеванию Константинополя» Виллардуэна. Вторая половина XIV в. Bodleian MS. Laud Misc. 587 fol. 1r.

(5) С первой четверти XV века в европейских армориалах двуглавый орел начинает вытеснять тетрабазилеон в качестве герба Византии. В это же время в самой Византии под влиянием контактов с Западной Европой его все чаще рассматривают как императорскую инсигнию, что отразилось в практике пожалования двуглавца в качестве почетного элемента герба  европейским аристократам и на печатях деспотов Мореи.

(6) К концу XV – началу XVI века, уже после падения Константинополя, в европейской геральдике окончательно устоялось представление о двуглавом орле как о гербе Византии, тогда как за тетрабазилеоном закрепляется место родового герба Палеологов. Потомки византийской аристократии, настоящие, либо мнимые, используют двуглавца в качестве основной фигуры своих гербов, размещая на его груди щиты с родовой и владельческой символикой. Эта практика сохраняется до наших дней.

Мистра. Собор св. Дмитрия. Надпись на фонтане 1802 года.
Мистра. Собор св. Дмитрия. Надпись на фонтане 1802 года.

(7) После гибели Византии двуглавый орел превратился в символ борьбы греков за независимость и эмблему Вселенского патриархата.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments