(1) В XII веке, благодаря торговым и культурным связям с мусульманским миром, двуглавый орел получил распространение в христианском Средиземноморье в качестве орнамента на дорогих тканях, импортировавшихся с Востока, а также в скульптурном декоре.

(2) После изгнания крестоносцев из Константинополя в Византии в качестве одной из царских инсигний появились красные подножия-суппедионы с золотыми двуглавыми орлами. Возможно замена более привычного символа власти – одноглавого орла на двуглавого произошла вследствие западных влияний, так как примерно в это же время европейские герольды начали приписывать герб с двуглавым орлом императорам Священной Римской империи, ретроспективно возводя его происхождение к Древнему Риму.

(3) Обладатели высших придворных титулов деспотов и севастократоров, которые резервировались для ближайших родственников правящих монархов, получили при первых Палеологах право на ношение обуви и одежды с «царскими орлами» в качестве знака своего ранга. Но со временем такие одеяния стали доступны и для аристократов, занимавших более скромное положение в чиновной иерархии.

(4) На Западе уже с конца XIII века золотого двуглавого орла в червленом щите рассматривали как герб «греческих императоров», восходящий к Константину Великому, признавая право на его использование представителями всех без исключения династий, занимавших в разное время престол в Константинополе (Комнинов, Ангелов, Ласкарисов, Палеологов, Кантакузинов). В соответствии с законами геральдики наследовать герб с двуглавым орлом могли и породнившиеся с ними представители европейских знатных семейств (Гаттилузио, Ласкарис де Вентимилья, Гонзага и др.).

(5) Поскольку в самой Византии вплоть до конца ее существования не было геральдики в западном смысле этого слова двуглавых орлов на монетах, печатях, предметах личного обихода и благочестия, памятниках скульптуры, в том числе, когда они использовались для указания на принадлежность к высшей знати и родственные связи с императорами, необходимо рассматривать не как гербы, а как эмблемы геральдического характера.
(6) В первой половине XIV века правители Сербии и Болгарии в целях демонстрации своих притязаний на равенство с византийскими василевсами присвоили себе царские инсигнии, в том числе суппедионы с двуглавами. Характерные для Византии практики пожалования обладателям высших титулов и родственникам монархов права ношения одежды с двуглавыми орлами, использования их в качестве геральдических эмблем для личной, либо родовой идентификации, широко распространились в южнославянских государствах.

(7) Со второй половины XIV века выходцы из местной знати – правители небольших княжеств на окраинах pax byzantina, еще не подпавших под власть турок (Добруджа, Феодоро, Албания, Черногория), принимали двуглавого орла с целью подчеркнуть свои права на «византийское наследство», знатное происхождение и родство с легитимными императорскими династиями. Те из них, кому удалось спастись от турок и эмигрировать на Запад (албанские князья Арианити и Кастриоти, черногорские Черноевичи), впоследствии смогли получить от европейских государей и итальянских республик официально утвержденные гербы с двуглавыми орлами.
© Княжество Феодоро, 2020-2023
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.
Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.
Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.