Константиновский Орден. Часть 3: Приключения барона Лауница

Игорь фон дер Лауниц Комнин Палеолог (1895-1982) – князь Феодоро и всей Готии, магистр Константиновского Ордена Святого Георгия, сын генерал-лейтенанта Ивана Александровича фон дер Лауница.

Константиновский орден Святого Георгия великого магистра Лауница.
Константиновский орден Святого Георгия великого магистра Лауница.

Существует легенда, согласно которой первый из Лауницев приехал в Москву в свите Софьи Палеолог [Сологуб, 2006, с. 254]. Однако, как сообщил мне в личной переписке Анджей Словицкий, который специально занимался генеалогией этого рода, он происходит от Юргена Шмидта фон дер Лауница, кузнеца в конюшне герцога Магнуса Гольштейнского, пожалованного в декабре 1568 года поместьем в Пилтене (Курляндия). Его прямой потомок Иоганн Магнус, которого считают «отцом латышской грамматики», был пастором в евангелическо-лютеранском кафедральном соборе в Гробине. Младший отпрыск Иоганна Магнуса Эдуард Николас Шмидт фон дер Лауниц, знаменитый скульптор, прозванный «Фидий из Франкфурта», получил от Папы Римского баронский титул, но без права передачи по наследству [Словицкий, 2012].

Внук Эдуарда генерал-лейтенант Иван Александрович фон дер Лауниц служил сначала в русской Императорской, а затем в Красной армии. После выхода в отставку пытался получить разрешение на выезд в Латвию, но в 1924 году был арестован органами ГПУ и сгинул в Бутырской тюрьме.

Иван Александрович Лауниц
Иван Александрович Лауниц

Игорь Иванович фон дер Лауниц встретил начало гражданской войны в Крыму. В своих мемуарах, написанных в Рио-де-Жанейро, он утверждал, что якобы был начальником отдела разведки и контрразведки штаба Крымских войск, созданного Таврическим губернским советом народных представителей, не признавшим октябрьский переворот в Петрограде [Комнен-Палеолог, 1966, с. 65].

Как следует из тех же записок, когда в январе 1918 года матросы Черноморского флота и красногвардейцы вошли в Симферополь, Лауниц принимал участие в перестрелках на улицах города. Спасаясь от революционного террора, при помощи поддельных документов бежал в Киев, откуда направился в Каменец-Подольск. Здесь ему удалось успешно сагитировать состав 3-го мусульманского батальона Шемахинского полка, состоявшего главным образом из казанских и уфимских татар. 28 февраля при известии о приближении украинских и австрийских войск, батальон поднял восстание против большевиков. После перехода города под контроль УНР он был включен в состав Каменец-Подольского гарнизона как «отдельный мусульманский лагерь». Еще в начале апреля Лауниц выполнял обязанности его командира [Комнен-Палеолог, 1966, с. 66-72].

Летом 1918 года мы встречаем нашего героя на службе крымского краевого правительства генерала М.А. Сулькевича в качестве участника переговоров с Украинской Державой гетмана П.П. Скоропадского. Однако его дипломатическая миссия в Киев, несмотря на благожелательную реакцию некоторых гетманских министров, оказалась абсолютно безрезультатной [Зарубин, Зарубин, 2008, с. 60]. Впоследствии Лауниц принимал участие в формировании егерской стрелковой бригады немцев-колонистов, создававшейся местными властями для защиты полуострова от большевиков [Безносов, 2011, с. 12-13].

Первая страница из автобиографии Игоря Лауница.
Первая страница из автобиографии Игоря Лауница.

После падения белого Крыма в 1920 году через Константинополь он эмигрировал во Франкфурт. Здесь бывший офицер произвел впечатление на местных отцов-иезуитов и, заручившись их поддержкой, в декабре 1923 года отправился в Рим, где, называя себя «бароном фон дер Лауницем», предъявил записку по устройству католической церкви в Украине. Он поселился в клерикальном общежитии при Восточном институте, был зачислен в него слушателем и с большой энергией взялся за организацию общины католиков восточного обряда. Познакомившись с организатором Русского католического комитета отцом Владимиром Абрикосовым, ежедневно участвовал в его литургиях как псаломщик. Вскоре, однако, в префектуру полиции и Римскую курию поступили доносы Лауница о том, что Абрикосов является агентом советской политической разведки. За благонадежность Абрикосова в личном письме дуче Муссолини поручились два авторитетных итальянских прелата. В результате из Италии выслали самого доносителя [Голованов, 2006a, 2006b, с. 19, 100, 107].

Лауниц вернулся на родину предков в Латвию, где в 1926 году женился на богатой вдове (ricca vedova scismatica), оставив при этом лоно католической церкви и перейдя в православие [AAV. Segr. Stato, Anno 1926, rubr. 88, fasc. 1, fol. 87r. Doc. 15665]. От первой жены Элизы у него было двое детей: Игорь (1926, Рига) и Нина (1928, Рига) [Öffentliche Anzeiger zum Staatsanzeiger für das Land Hessen №5, 1947].

Именно в Риге в 1929 году [Essad Bey, 1932, p. 121] он, якобы обнаружил в семейном архиве средневековый манускрипт, из которого следовало, что Лауницы являются потомками князей Феодоро, а также византийских императоров.

Игорь Комнин Палеолог.
Игорь Комнин Палеолог.

«Пресса города Риги сообщила читателям радостную весть: «Некий барон фон дер Лауниц объявил о своих правах на крымский престол». Выражение «некий барон» задело будущего государя. Он отправил в рижские газеты открытое письмо, к которому приложил свой фотопортрет во фраке и герб Крымского государства. В том же письме он предупреждал о возможных осложнениях для Латвийской республики из-за непочтительности прессы. Когда барон переселился в одну из лучших гостиниц города, создал свою канцелярию и выступил с манифестом, самые скептически настроенные журналисты печатали титулы «Крымский государь» и «Князь Готии» уже без кавычек, – язвительно писал другой авантюрист Эссад Бей (Лео Нуссимбаум) в своем фельетоне, включенном в сборник «Белая Россия. Народ без отечества»

В дополнение ко всему Игорь фон дер Лауниц провозгласил себя главой истинного Константиновского Ордена Святого Георгия, заклеймив итальянских Ангело (а значит и их наследников Бурбонов) как самозванцев.

Кресты Константиновского Ордена Святого Георгия.
Кресты Константиновского Ордена Святого Георгия.

«В XVI веке итальянский историк Франческо Сансовино, который вместе с Ангелами, «герцогами и графами Дривасто» и т.д., изобрел «Константиновский» Орден, способствовал этому обману, – писал он профессору Н. Радоджчичу. – Константиновский Орден «Ангелов» представляет собой выдумку и фальшивку. Первый из этих Ангелов, который начал представляться как Константиновский магистр, Жан Андре Анже присвоил фамилию «Флавий», титул «князя Македонии» и магистерское достоинство… Жан Андре Анже подделал множество папских и имперских документов с предоставлением привилегий» [Рудић, Вучетић, 2009, с. 149].

Лауниц утверждал, что Орден Святого Георгия первоначально существовал как воинское братство (militia) императорских гвардейцев – схолариев. После захвата Константинополя крестоносцами, некоторым из них удалось найти убежище в Трапезунде, где они получили подтверждение своих привилегий от императоров Иоанна I Аксуха Великого Комнина (1237) и Иоанна II Великого Комнинна (1290). Когда в 1393 году Мануил III Великий Комнин изгнал из Крыма князя Стефана Ховру (Гавраса), для обеспечения власти своей династии над Готией он отправил туда схолариев.

В 1432 году князь Феодоро Алексей Комнин Палеолог реформировал древнее братство по образцу европейских рыцарских орденов, дал ему новый устав и двенадцать сел в Готии. Затем звание великого магистра перешло от Алексея к его сыну Исааку, который погиб, защищая свое маленькое княжество от турок [Comnène Paléologue, 1965, p. 5-6; Ordem Imperial Constantiniana de S. Jorge. Resumo Histórico, 1952].

Константиновский орден Святого Георгия великого магистра Лауница.
Константиновский орден Святого Георгия великого магистра Лауница.

Уже после смерти отца дочь и единственная наследница Исаака Мария, к которой ранее сватали сына Ивана III Московского, вышла замуж за Иоанна де Лауница, сына герцога Бургундии Филиппа Доброго. Они проживали в Матреге и ее правитель князь Захария Гвизольфи в одном из своих писем в Геную упоминал их как «готских синьоров». Иоанн погиб в 1482 году при захвате Матреги османами. Смерть Марии приходится на 1515 год [Banescu, 1937, p. 422-423].

Потомки Иоанна и Марии обосновались в Курляндии, которая к началу XVIII оказалась в российской зоне влияния. В письме от 14 апреля 1711 года Петр I признал Иоганна Теодориха Шмидта Лауница Флавия Комнина Палеолога (1680-1751) князем Феодоро, Готии и Алании, а также магистром Константиновского Ордена Святого Георгия и наследником престолов Византии и Трапезунда [Ordem Imperial Constantiniana de S. Jorge. Resumo Histórico, 1952]. Спустя девять лет Курляндская герцогиня Анна утвердила привилегии Ордена [Comnène Paléologue, 1965, p. 6].

Титул гроссмейстера передавался по наследству в семье Лауницев. После революции 1917 года Орден, во главе которого в то время стоял генерал-лейтенант Иван Александрович Лауниц, начал борьбу с большевиками. Сын великого магистра Игорь был направлен в Крым, где местные власти не признали октябрьский переворот [Comnène Paléologue, 1965, p. 6]. Здесь его деятельность получила поддержку главы Директории Номана Челибиджихана и начальника штаба Крымских войск полковника Выграна, которые оба были константиновскими кавалерами [Комнен-Палеолог, 1966, с. 85]. Впоследствии созданное на полуострове как филиал Ордена «Братство Святого Георгия» было признано правительством генерала Сулькевича. В 1926 году после смерти отца Игорь фон дер Лауниц принял титул великого магистра [Comnène Paléologue, 1965, p. 6].

Судя по всему, в Латвии претензии бывшего белого офицера не произвели особого впечатления. Тогда он направился в Германию, где в обстановке роста реваншистских и националистических настроений в последние годы существования Веймарской республики вспыхнул интерес к национальной истории, в том числе к судьбам крымских готов. Здесь, если верить его письму, отправленному 13 октября 1936 года оберштурмбанфюреру СС Теодору Кристенсену, он посвятил в рыцари известного оккультиста, основателя общества «Туле» Рудольфа фон Зеботтендорфа [Comnène Paléologue, 1965, p. 7; Goodrick-Clarke, 2004, p. 152, 253 (nota 55)]. Дамой чести Константиновского Ордена также стала американская журналистка Лесли Фрай-Шишмарева, работавшая на частное нацистское агентство Welt-Dienst со штаб-квартирой в Эрфурте [Hagemeister, 2014, p. 223]. Еще одним кавалером стал князь Жевахов, бывший товарищ обер-прокурора священного Синода, который, как и Фрай, занимался распространением «Протоколов сионских мудрецов», а также через покровителей в среде итальянских фашистов пробовал предложить себя на роль диктатора освобожденной от большевиков России [Comnène Paléologue, 1965, p. 7]. Несмотря на свою вовлеченность в крайне-правые и антисемитские круги Лауниц, поддерживал хорошие отношения с президентом «Представительства немецкого еврейства при Рейхе» Лео Бэком [Comnène Paléologue, 1976].

Диплом Константиновского Ордена Святого Георгия
Диплом Константиновского Ордена Святого Георгия, выданный Игорем Комниным Палеологом, князем Феодоро и всея Готии, Андреа Инкинену.

Для подкрепления своих притязаний «князь Феодоро» вступил в переписку с румынским историком Николаем Банеску, специалистом под истории Крымской Готии. Тот сначала отнесся к своему корреспонденту с некоторым скепсисом [Banescu, 1935, p. 37], но впоследствии проникся таким доверием, что даже «дополнил» в своей рецензии на американское издание книги А.А. Васильева «Готы в Крыму» его исследование информацией, полученной от Игоря фон дер Лауница [Banescu, 1937, p. 422-423].

Неожиданно против него выступил адвокат из Неаполя Николо Капоне, заявивший, что он является прямым наследником византийских Палеологов и сербских Неманичей и соответственно законным магистром Константиновского Ордена [Zeininger de Borja, 1955, p. 243-245]. Лауниц по совету графа Зайнингера де Борджиа обратился за помощью к профессору Люблянского университета Н. Радоджчичу, направив тому несколько писем из Танжера (1939) и португальского Порто (1940), в которых выражал надежду, что ему удастся противопоставить необоснованным претензиям Капоне авторитет одного из ведущих византинистов [Рудић, Вучетић, 2009].

В Танжере Лауниц опубликовал «Статуты Константиновского Ордена» [Zeininger de Borja, 1955, p. 251], переизданные в 1965 году в Рио-де-Жанейро. Из них мы узнаем, что среди именитых константиновских кавалеров значились Оскар Фрагозу Кармона, президент Португалии в 1928-1951 гг., генерал Альберто Энрикес, президент Эквадора в 1937-1938 гг., Хуан Луис Бегбедер-и-Атьенца, министр иностранных дел Испании в 1939-1940 гг., Арриго Сольми, министр юстиции Италии в 1935-1939 гг. Однако стоит помнить, что об их участии в Ордене известно только из брошюр, написанных самим «великим магистром», который возможно таким образом просто набивал себе цену.

Так или иначе, в 1941 году министерство внутренних дел Португалии выдало удостоверение личности на имя «Игоря, князя Комнина-Палеолога, герцога города Феодоро и всей Готии, барона Шмидта фон дер Лауница» [Zeininger de Borja, 1955, p. 251 (nota 11)], а вишистская газета Le Midi Socialiste назвала его претендентом на «королевский трон Крыма» после победы над большевиками [Kiesewetter, 1941, p. 3].

Несмотря на такую помпезную саморепрезентацию в июне 1942 года он поступил на службу в организацию Винета – филиал Министерства пропаганды Третьего рейха, рядовым сотрудником отдела «Активная пропаганда Остланд» [Яшин, 2019, с. 155-156].

После окончания Второй мировой войны Лауниц находился в лагере для перемещенных лиц в Кёнигштайне, а в 1949 году эмигрировал в Бразилию. С 1956 по 1966 гг. преподавал русскую филологию в Католическом университете Рио-де-Жанейро [Comnène Paléologue, 1976, p. 2].

Бразильские газеты периодически публиковали новости из жизни «князя Комнина Палеолога, истинного потомка императорского дома». Одна из статей в Diario da Noite (Рио-де-Жанейро) от 9 декабря 1955 года посвящена его судебной тяжбе с другим претендентом на византийский престол.

Статья о судебном разбирательстве между Игорем Комниным Палеологом и Марио Бернардо Ангело
Статья о судебном разбирательстве между Игорем Комниным Палеологом и Марио Бернардо Ангело в газете Diario da Noite (Рио-де-Жанейро) от 9 декабря 1955 года.

Итальянский юрист Марио Бернардо Пьеранджели (1914-1988) называл себя Михаилом III законным наследником императорского дома Ангелов-Комнинов, магистром Константиновского Ордена и даже выпустил частные деньги: серию золотых, серебряных и медных монет со своим изображением на аверсе [Cheesman, Williams, 2000, p. 126-127]. Он обратился в Верховный Федеральный суд Бразилии, с требованием признать его императорское и королевское достоинство. Узнав об этом, Игорь Лауниц заявил свой категорический протест, обвинив Пьеранджели в том, что тот является самозванцем. В результате, итальянец, что замять скандал вынужден был отказаться от рассмотрения дела.

Монета Михаила III Ангела Комнина Фессалийского.
Монета Михаила III Ангела Комнина Фессалийского.

В 1974 году Игорь Комнин Палеолог стал почетным гражданином штата Гуанабара. «Князь Феодоро» скончался в марте 1982 года, о чем свидетельствует заметка в Jornal do Brasil по поводу годовщины его смерти.

Извещение о годовщине смерти Игоря, князя Комнина Палеолога
Извещение о годовщине смерти Игоря, князя Комнина Палеолога, помещенное его женой Ядвигой в Jornal do Brasil от 22 марта 1983 года.

© Княжество Феодоро, 2022

Библиография:

  1. Безносов О. За «Heimatland»: збройні формування німецьких колоністів та менонітів Півдня України (1918–1921 рр.) / О. Безносов // Військово-історичний альманах. – 2011. – За «Heimatland». – № 11. – С. 7-24.
  2. Голованов С. Выдержки из записки барона К. К. Врангеля, составленной в начале 1924 года в Риме. [Электронный ресурс] / С. Голованов. – Режим доступа: http://vselenstvo.com/library/wrangel1924.htm.
  3. Голованов С. История распространения католичества среди русской эмиграции в 1917-1991 гг. / С. Голованов. – Омск: Самиздат, 2006b. – 242 с.
  4. Зарубин В.Г. Без победителей: из истории Гражданской войны в Крыму / В.Г. Зарубин, А.Г. Зарубин. – Симферополь: АнтиквА, 2008.
  5. Комнен-Палеолог І. Звільнення Кам’янця-Подільського від більшовиків у 1918 році / І. Комнен-Палеолог // За Державність. – 1966. – Т. 11.
  6. Рудић С. О лажним династијама и витешким редовима – неколико писама Игора Лауница Николи Радојчићу / С. Рудић, Б. Вучетић // Мешовита грађа (Miscellanea). – 2009. – Т. 30. – С. 143-162.
  7. Словицкий А. Анджей Словицкий – Андрею Васильеву. Письмо от 27 августа 2012 года / А. Словицкий. – 2012.
  8. Сологуб В.Д. Державной воли верный исполнитель. Владимир Федорович фон-дер Лауниц / В.Д. Сологуб // Воинство Святого Георгия. Жизнеописания русских монархистов начала XX века: к 100-летию Союза Русского Народа. – Санкт-Петербург, 2006. – С. 252-273.
  9. Яшин В.О. Кадровий склад східного відділу “Vineta”: персоналії та біографічні розвідки (до постановки проблеми) / В.О. Яшин // Науковий вісник Ужгородського національного університету. – 2019. – № 5. – С. 159-169.
  10. Banescu N. Contribution à l’histoire de la Seigneurie de Théodoro-Mangoup en Crimée / N. Banescu // BZ. – 1935. – Vol. 35. – P. 20-37.
  11. Banescu N. Vasiliev A. A.: The Goths in the Crimea / N. Banescu // Byzantinische Zeitschrift. – 1937. – Vol. 1937. – P. 415-423.
  12. Cheesman C. Rebels, pretenders & imposters / C. Cheesman, J. Williams. – New York : St. Martin’s Press, 2000. – 198 p.
  13. Comnène Paléologue I. Meine Bekanntschaft mit Grossrabbiner Dr.Leo Baeck / I. Comnène Paléologue. – 1976. – 20 p.
  14. Comnène Paléologue I. Ordem Imperial Constantiniana Militar de São Jorge / I. Comnène Paléologue. – Rio de Janeiro, 1965. – 12 p.
  15. Essad Bey. Das weisse Russland; Menschen ohne Heimat / Essad Bey. – Berlin: G. Kiepenheuer, 1932. – 220 p.
  16. Goodrick-Clarke N. The Occult Roots of Nazism: Secret Aryan Cults and Their Influence on Nazi Ideology / N. Goodrick-Clarke. – New York, 2004. – 293 p.
  17. Hagemeister M. The American Connection : Leslie Fry and the Protocols of the Elders of Zion / M. Hagemeister // Kesarevo Kesarju : scritti in onore di Cesare G. De Michelis. – Firenze University Press, 2014. – P. 217-228.
  18. Kiesewetter E. Les puissances inconneus en Russie. Les mouvements separatistes et la ruee des pretendants / E. Kiesewetter // Le Midi socialiste. – 1941. – № 64216.
  19. Ordem Imperial Constantiniana de S. Jorge. Resumo Histórico // Almanaque Bertrand. – 1952. – Vol. 53.
  20. Zeininger de Borja E.C. Contribution al’ histoire de l’ordre constantinien / E.C. Zeininger de Borja // Hidalguía. – 1955. – № 9. – P. 241-256.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии