Мангуп. Комплекс кенассы/синагоги.

Мангуп: Караимский некрополь и кенасса

За передовой оборонительной стеной, к югу от неё, тропа проходит через старое кладбище. Караимский некрополь в Табана-Дере имеет протяженность около 800 метров и занимает площадь 3 гектара.

Мангуп. Караимское кладбище в Табана-дере, фото 1912 года.
Мангуп. Караимское кладбище в Табана-Дере, фото 1912 года.

Иудейские поселенцы, обитавшие в верховьях ущелья и занимавшееся выделкой кож (откуда и название «Кожевенный овраг») хоронили своих умерших на искусственных террасах, устроенных на крутом склоне мыса Чамну-Бурун. Впоследствии, когда некрополь разросся, он спустился на дно оврага, а еще позже заполз на противоположный склон мыса Чуфут-Чеарган-Бурун. Всего на могильнике в Табана-Дере зафиксировано 1008 надгробных памятников, из них 228 снабжены краткими эпитафиями на древнееврейском языке. По своим формам они делятся на три типа: плитовые, надгробия в форме призмы и «рогатые». Некоторые декорированы орнаментами: восьмилепестковыми розетками или солярными символами, указывающими на связь со средневековым искусством Малой Азии [Кашовская, 2017, с. 249].

Мангуп. Караимское кладбище: надгробие Тамар-Биш, дочери рабби Моше.
Мангуп. Караимское кладбище: надгробие Тамар-Биш, дочери рабби Моше. Фото: Алексей Гордиенко, 2013.

Еще в XIX веке историей некрополя заинтересовались ученые караимы. Авраам Фиркович утверждал, что ему удалось обнаружить надгробные памятники с датами 866 и 871 гг. [Фиркович, 1879, с. 269], а чуфут-кальский газзан Мордехай бен Йосеф Султанский в своей книге «Память праведников» привел любопытную легенду, относящую появление на Мангупе караимской общины к эпохе крестовых походов.

Она гласит, что, когда крестоносцы завоевали Иерусалим, король Готфрид Бульонский взял тамошних караимов под свое покровительство. Его преемник Балдуин Фландрский (1100-1118) разрешил им селиться в христианских землях как непричастным к распятию Христа. 250 семейств, воспользовавшись королевской милостью, отправились в Крым, где выбрали для поселения крепости Мангуп и Чуфут-Кале, якобы принадлежавшие генуэзцам. Вплоть до турецкого завоевания генуэзцы и караимы жили рядом друг с другом «в мире и согласии» [Султанский, 1838].

Однако, как удалось выяснить в ходе недавнего проводившегося комплексного обследования памятников Табана-Дере древнейшая из дошедших до нас эпитафий относится к 1444 году и сообщает о смерти некоего Моше бен Ицхака [Кашовская, 2017, с. 254], по всей видимости переехавшего в Крым из Византии.

Еще Авраам Фиркович обратил внимание на то, что надгробные надписи содержат редкие и необычные для иудейской среды имена. Хорошо известно надгробие Ефросиньи – еврейки, носившей греческое имя. Она скончалась в 1456 году. Позже на одном из строительных блоков в кладке южной стены Большой базилики была обнаружена аббревиатура из букв еврейского алфавита, расшифрованная как «святая община Константинополя» [Кашовская, 2017, с. 252]. Все это позволяет предположить, что караимы появились на Мангупе в 30-40-х годах XV века, когда князь Феодоро Алексей разрешил поселиться в Табана-Дере нескольким семьям из византийской столицы, говорившим на греческом языке – так называемым «романиотам». Среди них были Ефросинья со своей сестрой Эстер, а также братья Моше и Авраам, сыновья Ицхака. Община быстро росла, и еще в феодоритский период ее члены построили для своих религиозных нужд молитвенный дом – кенассу.

Мангуп. Комплекс кенассы/синагоги.
Мангуп. Комплекс кенассы/синагоги. © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

Осмотреть ее руины можно, если подняться к истокам ущелья Табана-Дере, имеющим вид узкого каньона. Здание некогда стояло справа от дороги на северном краю небольшой поляны. Оно представляла собой прямоугольную постройку, ориентированную по оси север-юг, в которую вели два входа, расположенные в восточной и западной стенах. Один предназначался для мужчин, второй для женщин. В роли порогов использованы хорошо обработанные архитектурные детали, взятые из какой-то другой постройки, возможно из Большой базилики. Судя по всему, кенассу возвели во второй половине XV века еще при князьях Феодоро, а впоследствии она подверглась капитальной реконструкции в турецкий период, когда главный христианский храм Мангупа уже лежал в развалинах. Она прослужила до конца XVIII века. Покидая Мангуп, караимы разобрали свою древнюю святыню, использовав материалы для возведения нового молитвенного дома на Чуфут-Кале (так называемой «Малой кенассы») [Прохоров, 2017, с. 464-466].

К юго-западу от здания в скале высечена пещера. В нее ведет отверстие с лестничным спуском, к которому прорублены желоба для сбора дождевой воды. Предполагают, что она предназначалась для ритуальных омовений [Герцен, 2000, с. 23; Кизилов, 2011, с. 134].

Мангуп. Вход в пещерную микву.
Мангуп. Вход в пещерную микву. © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

Кенасса представляла собой духовный центр караимского квартала. Согласно данным османской налоговой переписи 1529 года, в нем насчитывалось 51 домохозяйство, т.е. проживало около 250 человек [Fisher, 1981, p. 151]. В более поздних документах количество дворов варьируется от 38 до 76, что примерно соответствует оценкам археологов, выявивших в верховьях балки Табане-Дере руины примерно 60-80 усадеб [Боплан, 1990, с. 52; Кизилов, 2011, с. 131; Fisher, 1979, p. 221, 1981, p. 161].

Турецкий путешественник Эвлия Челеби, как всегда безбожно преувеличивая, писал: «[На Мангупе] есть 7 иудейских кварталов. И всего 1000 крытых черепицей злосчастных иудейских домов, поганых и грязных. А также 80 соответствующих лавок. Все иудеи выделывают телячьи и козьи шкуры. В Крыму знаменита телячья кожа с Мангупа. Здесь есть всего 2 мясные лавки и 1 буза-хане. Все здешние иудеи принадлежат к караимскому толку. Остальные иудеи не любят иудеев этого толка… Но в действительности эти иудеи – израильтяне и последователи Мусы. Они читают Тору и Псалтирь. Но еврейского языка совсем не знают, все разговаривают по-татарски. Все они носят татарские колпаки, сшитые из фиолетовой шерсти» [Челеби, 1999, с. 34].

Мангуп. Пещерная миква.
Мангуп. Пещерная миква. © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

О том, что основным занятием мангупских караимов являлась выделка кож упоминали и другие авторы [Асколи, 1902, с. 121]. Считалось, что местные растения обладают хорошими дубильными свойствами, равно как и вода в источнике в Табана-Дере [Паллас, 1999, с. 65]. Экспорт кож в регионы Средиземноморья и Западную Европу был важной статьей дохода княжества Феодоро, а впоследствии Крымского ханства [Асколи, 1902, с. 121; Карпов, 1998, с. 51-52]. В верховьях балки до сих пор можно увидеть остатки вырубленных в камне ванн, которые использовались караимскими кожевенниками.

Караимские кварталы и остатки кенассы находятся за внутренней оборонительной стеной. Монументальная башня, являющаяся частью этой линии обороны, предстает перед путником, совершившим подъем по туристической тропе через некрополь, сразу за источником в Табана-Дере.

© Княжество Феодоро, 2020

Тайная история Мангупа

Литература:

  1. Асколи Э.Д. Описание Черного моря и Татарии / Э.Д. Асколи // ЗООИД. – 1902. – Т. 24. – С. 89-180.
  2. Боплан Г.Л. Опис України / Г.Л. Боплан. – Киев, 1990. – 256 с.
  3. Герцен А.Г. Мангупская синагога-кенасса (по данным археологических исследований) / А.Г. Герцен // Материалы VII Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. – 2000. – С. 20-27.
  4. Карпов С.П. Регесты документов фонда Diversorum Filze Секретного архива Генуи, относящиеся к истории Причерноморья / С.П. Карпов // Причерноморье в средние века. – 1998. – Т. 3. – С. 9-81.
  5. Кашовская Н.В. К итогам изучения караимского некрополя в ущелье Табана-дере (Мангуп): проблемы хронологии и периодизации / Н.В. Кашовская // МАИЭТ. – 2017. – Т. 22. – С. 239-277.
  6. Кизилов М.Б. Крымская Иудея: очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с античных времен до наших дней / М.Б. Кизилов. – Симферополь: Доля, 2011. – 335 с.
  7. Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах / П.С. Паллас; пер. С.Л. Белявская, А.Л. Бертье-Делагард. – Москва: Наука, 1999. – Вып. 27. – 244 с.
  8. Прохоров Д.А. Некоторые дискуссионные вопросы истории иудейской общины Мангупа: к проблеме переселения караимов в конце XVIII — начале XIX вв. / Д.А. Прохоров // МАИЭТ. – 2017. – № 22. – С. 457-493.
  9. Султанский М. бен Й. Избранные главы книги Зехер чаддыким [Электронный ресурс] / М. бен Й. Султанский. – Режим доступа: https://zechercaddikim.estranky.cz/clanky/————36.html.
  10. Фиркович А.С. Авне Зиккарон. Сборник надгробных надписей на крымском полуострове, собранных ученым караимом Авраамом Фирковичем. Часть вторая. Перевод Д.А. Гумуша / А.С. Фиркович; пер. Гумуш Д.А. – 1879. – 353 с.
  11. Челеби Э. Книга путешествия. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме / Э. Челеби. – Симферополь: Дар, 1999. – 141 с.
  12. Fisher A. The Ottoman Crimea in the Mid-Seventeenth Century: Some Problems and Preliminary Considerations / A. Fisher // Harvard Ukrainian Studies. – 1979. – Vol. 3/4. – The Ottoman Crimea in the Mid-Seventeenth Century. – P. 215-226.
  13. Fisher A. The Ottoman Crimea in the Sixteenth Century / A. Fisher // Harvard Ukrainian Studies. – 1981. – Vol. 5. – № 2. – P. 135-170.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.

Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.

Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *