Мангуп: Караимский некрополь и кенасса

За передовой оборонительной стеной, к югу от неё, тропа проходит через старое кладбище. Караимский некрополь в Табана-дере имеет протяженность около 800 метров и занимает площадь 3 гектара.

Мангуп. Караимское кладбище в Табана-дере, фото 1912 года.
Мангуп. Караимское кладбище в Табана-дере, фото 1912 года.

Иудейские поселенцы, обитавшие в верховьях ущелья и занимавшееся выделкой кож (откуда и название «Кожевенный овраг») хоронили своих умерших на искусственных террасах, устроенных на крутом склоне мыса Чамну-бурун. Впоследствии, когда некрополь разросся, он спустился на дно оврага, а еще позже заполз на противоположный склон мыса Чуфут-Чеарган-бурун. Всего на могильнике в Табана-дере зафиксировано 1008 надгробных памятников, из них 228 снабжены краткими эпитафиями на древнееврейском языке. По своим формам они делятся на три типа: плитовые, надгробия в форме призмы и «рогатые». Некоторые декорированы орнаментами: восьмилепестковыми розетками или солярными символами, указывающими на связь со средневековым искусством Малой Азии [Кашовская, 2017, с. 249].

Мангуп. Караимское кладбище: надгробие Тамар-Биш, дочери рабби Моше.
Мангуп. Караимское кладбище: надгробие Тамар-Биш, дочери рабби Моше. Фото: Алексей Гордиенко, 2013.

Еще в XIX веке историей некрополя заинтересовались ученые караимы. Авраам Фиркович утверждал, что ему удалось обнаружить надгробные памятники с датами 866 и 871 гг. [Фиркович, 1879, с. 269], а чуфут-кальский газзан Мордехай бен Йосеф Султанский в своей книге «Память праведников» привел любопытную легенду, относящую появление на Мангупе караимской общины к эпохе крестовых походов.

Она гласит, что, когда крестоносцы завоевали Иерусалим, король Готфрид Бульонский взял тамошних караимов под свое покровительство. Его преемник Балдуин Фландрский (1100-1118) разрешил им селиться в христианских землях как непричастным к распятию Христа. 250 семейств, воспользовавшись королевской милостью, отправились в Крым, где выбрали для поселения крепости Мангуп и Чуфут-кале, якобы принадлежавшие генуэзцам. Вплоть до турецкого завоевания генуэзцы и караимы жили рядом друг с другом «в мире и согласии» [Султанский, 1838].

Однако, как удалось выяснить в ходе недавнего проводившегося комплексного обследования памятников Табана-дере древнейшая из дошедших до нас эпитафий относится к 1444 году и сообщает о смерти некоего Моше бен Ицхака [Кашовская, 2017, с. 254], по всей видимости переехавшего в Крым из Византии.

Еще Авраам Фиркович обратил внимание на то, что надгробные надписи содержат редкие и необычные для иудейской среды имена. Хорошо известно надгробие Ефросиньи – еврейки, носившей греческое имя. Она скончалась в 1456 году. Позже на одном из строительных блоков в кладке южной стены Большой базилики была обнаружена аббревиатура из букв еврейского алфавита, расшифрованная как «святая община Константинополя» [Кашовская, 2017, с. 252]. Все это позволяет предположить, что караимы появились на Мангупе в 30-40-х годах XV века, когда князь Феодоро Алексей разрешил поселиться в Табана-дере нескольким семьям из византийской столицы, говорившим на греческом языке – так называемым «романиотам».  Среди них были Ефросинья со своей сестрой Эстер, а также братья Моше и Авраам, сыновья Ицхака. Община быстро росла, и еще в феодоритский период ее члены построили для своих религиозных нужд молитвенный дом – кенассу.

Мангуп. Комплекс кенассы/синагоги.
Мангуп. Комплекс кенассы/синагоги. © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

Осмотреть ее руины можно, если подняться к истокам ущелья Табана-дере, имеющим вид узкого каньона. Здание некогда стояло справа от дороги на северном краю небольшой поляны. Оно представляла собой прямоугольную постройку, ориентированную по оси север-юг, в которую вели два входа, расположенные в восточной и западной стенах. Один предназначался для мужчин, второй для женщин. В роли порогов использованы хорошо обработанные архитектурные детали, взятые из какой-то другой постройки, возможно из Большой базилики. Судя по всему, кенассу возвели во второй половине XV века еще при князьях Феодоро, а впоследствии она подверглась капитальной реконструкции в турецкий период, когда главный христианский храм Мангупа уже лежал в развалинах. Она прослужила до конца XVIII века. Покидая Мангуп, караимы разобрали свою древнюю святыню, использовав материалы для возведения нового молитвенного дома на Чуфут-кале (так называемой «Малой кенассы») [Прохоров, 2017, с. 464-466].

К юго-западу от здания в скале высечена пещера. В нее ведет отверстие с лестничным спуском, к которому прорублены желоба для сбора дождевой воды. Предполагают, что она предназначалась для ритуальных омовений [Герцен, 2000, с. 23; Кизилов, 2011, с. 134].

Мангуп. Вход в пещерную микву.
Мангуп. Вход в пещерную микву. © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

Кенасса представляла собой духовный центр караимского квартала. Согласно данным османской налоговой переписи 1529 года, в нем насчитывалось 51 домохозяйство, т.е. проживало около 250 человек [Fisher, 1981, p. 151]. В более поздних документах количество дворов варьируется от 38 до 76, что примерно соответствует оценкам археологов, выявивших в верховьях балки Табане-дере руины примерно 60-80 усадеб [Боплан, 1990, с. 52; Кизилов, 2011, с. 131; Fisher, 1979, p. 221, 1981, p. 161].

Турецкий путешественник Эвлия Челеби, как всегда безбожно преувеличивая, писал: «[На Мангупе] есть 7 иудейских кварталов. И всего 1000 крытых черепицей злосчастных иудейских домов, поганых и грязных. А также 80 соответствующих лавок. Все иудеи выделывают телячьи и козьи шкуры. В Крыму знаменита телячья кожа с Мангупа. Здесь есть всего 2 мясные лавки и 1 буза-хане. Все здешние иудеи принадлежат к караимскому толку. Остальные иудеи не любят иудеев этого толка… Но в действительности эти иудеи – израильтяне и последователи Мусы. Они читают Тору и Псалтирь. Но еврейского языка совсем не знают, все разговаривают по-татарски. Все они носят татарские колпаки, сшитые из фиолетовой шерсти» [Челеби, 1999, с. 34].

Мангуп. Пещерная миква.
Мангуп. Пещерная миква. © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

О том, что основным занятием мангупских караимов являлась выделка кож упоминали и другие авторы [Асколи, 1902, с. 121]. Считалось, что местные растения обладают хорошими дубильными свойствами, равно как и вода в источнике в Табана-дере [Паллас, 1999, с. 65].  Экспорт кож в регионы Средиземноморья и Западную Европу был важной статьей дохода княжества Феодоро, а впоследствии Крымского ханства [Асколи, 1902, с. 121; Карпов, 1998, с. 51-52].  В верховьях балки до сих пор можно увидеть остатки вырубленных в камне ванн, которые использовались караимскими кожевенниками.

Караимские кварталы и остатки кенассы находятся за внутренней оборонительной стеной. Монументальная башня, являющаяся частью этой линии обороны, предстает перед путником, совершившим подъем по туристической тропе через некрополь, сразу за источником в Табана-дере.

© Андрей Васильев, 2020

© Княжество Феодоро, 2020

Тайная история Мангупа

Литература:

  1. Асколи Э.Д. Описание Черного моря и Татарии / Э.Д. Асколи // ЗООИД. – 1902. – Т. 24. – С. 89-180.
  2. Боплан Г.Л. Опис України / Г.Л. Боплан. – Киев, 1990. – 256 с.
  3. Герцен А.Г. Мангупская синагога-кенасса (по данным археологических исследований) / А.Г. Герцен // Материалы VII Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. – 2000. – С. 20-27.
  4. Карпов С.П. Регесты документов фонда Diversorum Filze Секретного архива Генуи, относящиеся к истории Причерноморья / С.П. Карпов // Причерноморье в средние века. – 1998. – Т. 3. – С. 9-81.
  5. Кашовская Н.В. К итогам изучения караимского некрополя в ущелье Табана-дере (Мангуп): проблемы хронологии и периодизации / Н.В. Кашовская // МАИЭТ. – 2017. – Т. 22. – С. 239-277.
  6. Кизилов М.Б. Крымская Иудея: очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с античных времен до наших дней / М.Б. Кизилов. – Симферополь: Доля, 2011. – 335 с.
  7. Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах / П.С. Паллас; пер. С.Л. Белявская, А.Л. Бертье-Делагард. – Москва: Наука, 1999. – Вып. 27. – 244 с.
  8. Прохоров Д.А. Некоторые дискуссионные вопросы истории иудейской общины Мангупа: к проблеме переселения караимов в конце XVIII – начале XIX вв. / Д.А. Прохоров // МАИЭТ. – 2017. – № 22. – С. 457-493.
  9. Султанский М. бен Й. Избранные главы книги Зехер чаддыким [Электронный ресурс] / М. бен Й. Султанский. – Режим доступа: https://zechercaddikim.estranky.cz/clanky/———–36.html.
  10. Фиркович А.С. Авне Зиккарон. Сборник надгробных надписей на крымском полуострове, собранных ученым караимом Авраамом Фирковичем. Часть вторая. Перевод Д.А. Гумуша / А.С. Фиркович; пер. Гумуш Д.А. – 1879. – 353 с.
  11. Челеби Э. Книга путешествия. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме / Э. Челеби. – Симферополь: Дар, 1999. – 141 с.
  12. Fisher A. The Ottoman Crimea in the Mid-Seventeenth Century: Some Problems and Preliminary Considerations / A. Fisher // Harvard Ukrainian Studies. – 1979. – Vol. 3/4. – The Ottoman Crimea in the Mid-Seventeenth Century. – P. 215-226.
  13. Fisher A. The Ottoman Crimea in the Sixteenth Century / A. Fisher // Harvard Ukrainian Studies. – 1981. – Vol. 5. – № 2. – P. 135-170.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments