Предместья Мангупа

Туристическая тропа на вершину Мангуп-кале ведет от села Ходжа-сала, расположенного к северо-западу от подножия плато.  Рядом с ним в верховьях балки Каралез находится небольшой искусственный водоем – место отдыха многочисленных туристов, откуда открывается прекрасный вид на Мангуп. В древности здесь находилось предместье города Феодоро – Варзары.

Озеро под Мангупом
Озеро под Мангупом. Фото: Дмитрий Метелкин, 2003.

Название это известно по двум памятным надписям, одна из них чествует некоего героя из Пойки, благодаря которому удалось отбить грабительский рейд кочевников, другая сообщает о строительстве храма [IOSPE: V 175; IOSPE: V 173].  Она нанесена на лицевую сторону мраморной капители, обнаруженной в 1984 году при раскопках византийской трехапсидной базилики, которую их автор датировал VII–X вв [Сидоренко, 1991, с. 114-115]. Судя по всему, в 1179 году – именно эту дату содержит надпись – она была возобновлена после длительного периода запустения.

Капитель с памятной надписью о возобновлении храма в Варзарах под Мангупом в 1189 году.
Капитель с памятной надписью о возобновлении храма в Варзарах под Мангупом в 1189 году. Фото:IOSPE

В настоящий момент остатки храма находятся на дне водохранилища.

Мангуп. Храмовая площадь. Художник: Александр Ятченко.
Мангуп. Храмовая площадь (Церковь в Варзарах). Художник: Александр Ятченко.

Еще одно небольшое средневековое поселение находилось на склоне балки Кильсе-дере (Церковный овраг), прорезающей южный склон горного массива Чардаклы-баир напротив Чамну-буруна – самого западного мыса Мангупского плато. Главная его достопримечательность – пещерный храм, вырубленный в отдельно стоящем обломке скалы.

Пещерная церковь в Кильсе-дере в окрестностях Мангупа.
Пещерная церковь в Кильсе-дере в окрестностях Мангупа. © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Еще сегодня в его апсиде видны остатки фресковых росписей. По свидетельству Н.И. Репникова, составившего описание церкви в 30-х годах прошлого века, здесь был изображен Христос, восседающий на престоле с предстоящими Иоанном Крестителем и Богоматерью.

Пещерная церковь в Кильсе-дере в окрестностях Мангупа, остатки фресковой росписи, Богородица.
Пещерная церковь в Кильсе-дере в окрестностях Мангупа, остатки фресковой росписи, Богородица. © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Храм и поселение датируются временем существования княжества Феодоро [Виноградов, Гайдуков, Желтов, 2005, с. 77,79; Могаричев, 1997, с. 69; Репников, 1939, с. 239].

Реконструкция фресковой росписи пещерного храма в Кильсе-дере
Реконструкция фресковой росписи пещерного храма в Кильсе-дере [Ергина, Могаричев, 2019]

Тропа на Мангуп от села Ходжа-сала проходит по лесистой балке Табана-дере и занимает около часа. Пройдя примерно 2/3 пути, мы подходим к пролому в высокой оборонительной стене, нижняя часть которой сложена из больших хорошо обработанных каменных блоков – квадров. Это часть передового оборонительного рубежа Мангупской крепости, так называемой Главной линии обороны.

Согласно данным археологических исследований, она была построена в VI веке и с тех пор неоднократно ремонтировалась, и перестраивалась византийцами, феодоритами, турками-османами. Балки были перекрыты длинными стенами, узкие расселины и теснины короткими, примыкающими флангами к скальным склонам. В наиболее опасном месте – Гамам-дере оборонительную стену усилили тремя внушительными башнями. Крепостной полигон имел площадь примерно 90 гектаров, а общая протяжённость линии обороны составляла около 8 000 метров, при этом 6 600 из них приходилось на неприступные обрывы, а 1500 на искусственно созданные сооружения [Герцен, 1990, с. 131]. Подняться на городище через некоторые из них без специального альпинистского снаряжения и сегодня невозможно.

Мангуп. Башенный выступ передовой оборонительной стены в Табане-дере.
Мангуп. Башенный выступ передовой оборонительной стены в Табане-дере. © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

Ранневизантийская стена в Табана-дере находилась на расстоянии примерно 100 метров ниже нынешней. Впоследствии ее перенесли вверх по склону, использовав при строительстве старые каменные блоки.  Возможно именно об этих фортификационных работах свидетельствует памятная надпись конца X века, установленная в то время, когда наместником крепости был Цула-бег. Она вмонтированна в башню в нескольких десятках метров к востоку от экскурсионной тропы [IOSPE: V 172].

Мангуп. Строительная надпись с именем Цула-бега
Мангуп. Строительная надпись с именем Цула-бега. Фото: Андрей Васильев

Если проследовать вдоль стены до того места, где она упирается в скальный обрыв мыса Чуфут- Чеарган-бурун мы сможем увидеть еще один редко посещаемый туристами памятник – так называемый Северный монастырь. Он расположен с тыльной (южной) стороны стены прямо за аккуратной калиткой – входным проемом, перекрытым тесаным камнем. Первоначально считали, что пещеры предназначались для караульных, охранявших проход в крепость [Кондараки, 1875, с. 152].  Однако расшифровка двух надписей, одна из которых содержит дату 1220/1221 гг., а вторая информирует о строительных работах, затеянных неким «всечестнейшим иеромонахом» в 1224/1225 годах, позволяют определить не только характер пещерного комплекса как  монастыря, но и время его основания [IOSPE: V 174; IOSPE: V 196].

Мангуп. Северный монастырь.
Комплекс пещер с церковью Северного монастыря. © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

Единственный храм этой небольшой обители находится в 15 метрах от калитки. Вход в него с юга через частично разрушенный дверной проем, порог которого выше современной поверхности скалы примерно на метр. Помещение в плане прямоугольное. У северной стены находятся две вырубленные в полу гробницы, над ними костница в форме аркосолия, рядом с которой и находится упомянутая греческая надпись о строительстве храма. В апсиде – каменная скамья для священнослужителей (синтрон).

Мангуп. Северный монастырь.
Апсида пещерного храма Северного монастыря. © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

К югу от храма, на уровне второго яруса, помещение со скамьей, возможно братская трапезная, а рядом с ней пещерная усыпальница.  Еще четыре помещения, расположенные в три яруса и сообщающиеся друг с другом скальными лестницами, находятся непосредственно около калитки. По всей видимости, это монашеские кельи [Могаричев, 1997, с. 66-69].

Мангуп. Северный монастырь
Вырубленная в скале лестница, соединяющая ярусы пещерного комплекса Северного монастыря. © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

В 1975 г. экспедицией Симферопольского госуниверситета здесь были проведены небольшие раскопки, которые, впрочем, не дали почти никаких материалов: специфика пещерных комплексов, расположенных в обрывах скал, такова, что их культурные наслоения постепенно смываются вниз по склону.  Однако предложенная А.Ю. Виноградовым датировка надписи в башне стены Табана-дере 944/995 гг. позволяет прояснить обстоятельства возникновения монастыря.  Как известно, в начале XI столетия, Дорос-Мангуп на несколько веков пришел в упадок, потеряв статус имперского административного центра Готии.

Строительство монастыря в начале XIII века пришлось на тот период, когда это место было глухим и безлюдным, а оборонительная стена не использовалась по прямому назначению. Тогда становится понятным, почему ее верхняя часть, упиравшаяся в скалу, там, где находится северная келья третьего яруса, была разобрана, что позволило вырубить здесь пещеру. Этим же можно объяснить устройство в стене незащищенного прохода, ослабляющего оборону. Если бы крепость в момент постройки монастыря была действующей, то его братия вряд осмелилась бы на такое самоуправство [Виноградов, 2009, с. 270].

Мангуп. Северный монастырь
Калитка около Северного монастыря, вид со второго яруса пещерного комплекса. © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

Капитальный ремонт укреплений Главной линии обороны приходится уже на XIV век, о чем свидетельствует памятная надпись с именем сотникам Хуитана, в которой говорится про «обновление Феодоро» [Герцен, 1990, с. 109-119, 152-146, 2003, с. 570].

© Андрей Васильев, 2020

© Княжество Феодоро, 2020

Источники и литература:

  1. Виноградов А.Ю. Пещерные храмы Таврики: к проблеме типологии и хронологии / А.Ю. Виноградов, Н.Е. Гайдуков, М.С. Желтов // Российская археология. – 2005. – № 1. – С. 72-80.
  2. Виноградов А.Ю. Надпись из Табана-Дере: пятьсот лет спустя / А.Ю. Виноградов // АДСВ. – 2009. – № 39. – С. 262–271.
  3. Герцен А.Г. Крепостной ансамбль Мангупа / А.Г. Герцен // МАИЭТ. – 1990. – Т. 1. – С. 88-165.
  4. Герцен А.Г. Описание Мангупа-Феодоро в поэме иеромонаха Матфея / А.Г. Герцен // МАИЭТ. – 2003. – Т. 10. – С. 562-589.
  5. Ергина А.С. Пещерная церковь на поляне Кильсе-тубю / А.С. Ергина, Ю.М. Могаричев // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2019. – № 3. – С. 166–186.
  6. Кондараки В.Х. Универсальное описание Крыма. Т. 15 / В.Х. Кондараки. – Санкт-Петербург, 1875. – 236 с.
  7. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
  8. Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма (ркп) / Н.И. Репников. – 1939. – 387 с.
  9. Сидоренко В.А. «Готы» области Дори Прокопия Кесарийского и «длинные стены» в Крыму / В.А. Сидоренко // МАИЭТ. – 1991. – Т. 2. – С. 105-118.
  10. IOSPE: V 175 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iospe.kcl.ac.uk/5.175-ru.html.
  11. IOSPE: V 172 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.172-ru.html.
  12. IOSPE: V 173 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.173-ru.html.
  13. IOSPE: V 174 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.174-ru.html.
  14. IOSPE: V 196 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.196-ru.html.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии