Поделиться ссылкой:
Туристическая тропа на вершину Мангуп-Кале ведет от села Ходжа-Сала, расположенного к северо-западу от подножия плато. Рядом с ним в верховьях балки Каралез находится небольшой искусственный водоем – место отдыха многочисленных туристов, откуда открывается прекрасный вид на Мангуп. В древности здесь находилось предместье города Феодоро – Варзары.
Название это известно по двум памятным надписям, одна из них чествует некоего героя из Пойки, благодаря которому удалось отбить грабительский рейд кочевников, другая сообщает о строительстве храма [IOSPE: V 175; IOSPE: V 173]. Она нанесена на лицевую сторону мраморной капители, обнаруженной в 1984 году при раскопках византийской трехапсидной базилики, которую их автор датировал VII–X вв [Сидоренко, 1991, с. 114-115]. Судя по всему, в 1179 году – именно эту дату содержит надпись – она была возобновлена после длительного периода запустения.
В настоящий момент остатки храма находятся на дне водохранилища.
Еще одно небольшое средневековое поселение находилось на склоне балки Кильсе-Дере (Церковный овраг), прорезающей южный склон горного массива Чардаклы-Баир напротив Чамну-Буруна – самого западного мыса Мангупского плато. Главная его достопримечательность – пещерный храм, вырубленный в отдельно стоящем обломке скалы.
Еще сегодня в его апсиде видны остатки фресковых росписей. По свидетельству Н.И. Репникова, составившего описание церкви в 30-х годах прошлого века, здесь был изображен Христос, восседающий на престоле с предстоящими Иоанном Крестителем и Богоматерью.
Храм и поселение датируются временем существования княжества Феодоро [Виноградов, Гайдуков, Желтов, 2005, с. 77,79; Могаричев, 1997, с. 69; Репников, 1939, с. 239].
Тропа на Мангуп от села Ходжа-Сала проходит по лесистой балке Табана-Дере и занимает около часа. Пройдя примерно 2/3 пути, мы подходим к пролому в высокой оборонительной стене, нижняя часть которой сложена из больших хорошо обработанных каменных блоков – квадров. Это часть передового оборонительного рубежа Мангупской крепости, так называемой Главной линии обороны.
Согласно данным археологических исследований, она была построена в VI веке и с тех пор неоднократно ремонтировалась, и перестраивалась византийцами, феодоритами, турками-османами. Балки были перекрыты длинными стенами, узкие расселины и теснины короткими, примыкающими флангами к скальным склонам. В наиболее опасном месте – Гамам-Дере оборонительную стену усилили тремя внушительными башнями. Крепостной полигон имел площадь примерно 90 гектаров, а общая протяжённость линии обороны составляла около 8 000 метров, при этом 6 600 из них приходилось на неприступные обрывы, а 1500 на искусственно созданные сооружения [Герцен, 1990, с. 131]. Подняться на городище через некоторые из них без специального альпинистского снаряжения и сегодня невозможно.
Ранневизантийская стена в Табана-Дере находилась на расстоянии примерно 100 метров ниже нынешней. Впоследствии ее перенесли вверх по склону, использовав при строительстве старые каменные блоки. Возможно именно об этих фортификационных работах свидетельствует памятная надпись конца X века, установленная в то время, когда наместником крепости был Цула-бег. Она вмонтированна в башню в нескольких десятках метров к востоку от экскурсионной тропы [IOSPE: V 172].
Если проследовать вдоль стены до того места, где она упирается в скальный обрыв мыса Чуфут-Чеарган-Бурун мы сможем увидеть еще один редко посещаемый туристами памятник – так называемый Северный монастырь. Он расположен с тыльной (южной) стороны стены прямо за аккуратной калиткой – входным проемом, перекрытым тесаным камнем. Первоначально считали, что пещеры предназначались для караульных, охранявших проход в крепость [Кондараки, 1875, с. 152]. Однако расшифровка двух надписей, одна из которых содержит дату 1220/1221 гг., а вторая информирует о строительных работах, затеянных неким «всечестнейшим иеромонахом» в 1224/1225 годах, позволяют определить не только характер пещерного комплекса как монастыря, но и время его основания [IOSPE: V 174; IOSPE: V 196].
Единственный храм этой небольшой обители находится в 15 метрах от калитки. Вход в него с юга через частично разрушенный дверной проем, порог которого выше современной поверхности скалы примерно на метр. Помещение в плане прямоугольное. У северной стены находятся две вырубленные в полу гробницы, над ними костница в форме аркосолия, рядом с которой и находится упомянутая греческая надпись о строительстве храма. В апсиде – каменная скамья для священнослужителей (синтрон).
К югу от храма, на уровне второго яруса, помещение со скамьей, возможно братская трапезная, а рядом с ней пещерная усыпальница. Еще четыре помещения, расположенные в три яруса и сообщающиеся друг с другом скальными лестницами, находятся непосредственно около калитки. По всей видимости, это монашеские кельи [Могаричев, 1997, с. 66-69].
В 1975 г. экспедицией Симферопольского госуниверситета здесь были проведены небольшие раскопки, которые, впрочем, не дали почти никаких материалов: специфика пещерных комплексов, расположенных в обрывах скал, такова, что их культурные наслоения постепенно смываются вниз по склону. Однако предложенная А.Ю. Виноградовым датировка надписи в башне стены Табана-Дере 944/995 гг. позволяет прояснить обстоятельства возникновения монастыря. Как известно, в начале XI столетия, Дорос-Мангуп на несколько веков пришел в упадок, потеряв статус имперского административного центра Готии.
Строительство монастыря в начале XIII века пришлось на тот период, когда это место было глухим и безлюдным, а оборонительная стена не использовалась по прямому назначению. Тогда становится понятным, почему ее верхняя часть, упиравшаяся в скалу, там, где находится северная келья третьего яруса, была разобрана, что позволило вырубить здесь пещеру. Этим же можно объяснить устройство в стене незащищенного прохода, ослабляющего оборону. Если бы крепость в момент постройки монастыря была действующей, то его братия вряд осмелилась бы на такое самоуправство [Виноградов, 2009, с. 270].
Капитальный ремонт укреплений Главной линии обороны приходится уже на XIV век, о чем свидетельствует памятная надпись с именем сотникам Хуитана, в которой говорится про «обновление Феодоро» [Герцен, 1990, с. 109-119, 152-146, 2003, с. 570].
© Княжество Феодоро, 2020
Читать также:
Источники и литература:
- Виноградов А.Ю. Пещерные храмы Таврики: к проблеме типологии и хронологии / А.Ю. Виноградов, Н.Е. Гайдуков, М.С. Желтов // Российская археология. – 2005. – № 1. – С. 72-80.
- Виноградов А.Ю. Надпись из Табана-Дере: пятьсот лет спустя / А.Ю. Виноградов // АДСВ. – 2009. – № 39. – С. 262–271.
- Герцен А.Г. Крепостной ансамбль Мангупа / А.Г. Герцен // МАИЭТ. – 1990. – Т. 1. – С. 88-165.
- Герцен А.Г. Описание Мангупа-Феодоро в поэме иеромонаха Матфея / А.Г. Герцен // МАИЭТ. – 2003. – Т. 10. – С. 562-589.
- Ергина А.С. Пещерная церковь на поляне Кильсе-тубю / А.С. Ергина, Ю.М. Могаричев // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2019. – № 3. – С. 166–186.
- Кондараки В.Х. Универсальное описание Крыма. Т. 15 / В.Х. Кондараки. – Санкт-Петербург, 1875. – 236 с.
- Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
- Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма (ркп) / Н.И. Репников. – 1939. – 387 с.
- Сидоренко В.А. «Готы» области Дори Прокопия Кесарийского и «длинные стены» в Крыму / В.А. Сидоренко // МАИЭТ. – 1991. – Т. 2. – С. 105-118.
- IOSPE: V 175 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iospe.kcl.ac.uk/5.175-ru.html.
- IOSPE: V 172 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.172-ru.html.
- IOSPE: V 173 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.173-ru.html.
- IOSPE: V 174 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.174-ru.html.
- IOSPE: V 196 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.196-ru.html.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.