Роспись алтарной апсиды храма «Донаторов».

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов»

Храм «Донаторов» (от лат. donator «даритель») в Черкес-Кермене получил свое название по сюжету фресковой росписи, изображающей семью ктиторов-покровителей церкви. Одно из первых его описаний содержится в книге директора Симферопольской гимназии Евгения Маркова «Очерки Крыма».

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Восточная часть.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Восточная часть. Акварель Л. Линно и Г. Андреева, 1929.

«Всего замечательнее в Черкес-Кермене его пещерный храм, или, как называют его татары, эклисе (исковерканное греческое слово, означающее церковь). Эклисе спрятано в лесистых скалах так хорошо, что, даже побывав в нем, не сразу найдешь его опять… Только с помощью татар можно вскарабкаться через колючую чащу, по известковым обрывам скалы, на гребень ее, с которого открывается ход к эклисе.

Громадный округленный камень, когда-то отделившийся от всей скалы и заслоненный от враждебных взоров этою самою скалою, выдолблен внутри в христианскую молельню. С голого гребня скалы, по заднему обрыву ее, были вырублены когда-то ступени, переходившие на церковный утес в точке прикосновения его к скале; теперь эти ступни слизаны временем, и без головокружения нельзя спускаться по ним; открытая пропасть зияет прямо под ногами, и спуск в нее гораздо легче, чем переход на утес.

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов».
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.
Вебель М.Б. Черкес-Кермен (Храм Донаторов)
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Акварель М.Б. Вебеля.

Низенькая дверочка эклисе заросла кустарником и бурьяном. Храмик выдолблен правильным круглым сводом и сохранился отлично, без сомнения, по причине своей недоступности. Остатки штукатурки и византийских фресок на ней очень заметны; можно еще разобрать некоторые греческие надписи под образами, и даже характерный лик Николая угодника…Трава пробилась сквозь трещины маленького пола, сквозь престол и седалище, а птицы и летучие мыши в течение долгих лет оставляли свои следы в этой древней святыне, доступной теперь только ласточкам» [Марков, 1884, с. 466-468].

Пещерный комплекс храма «Донаторов»

Храм «Донаторов» находится в верховьях ущелья Черкес-Кермен. В том месте, где оно распадается на два рукава, белеет скальный мыс, который с недавних пор гиды-экскурсоводы называют «Голгофой». На первый взгляд его отвесные обрывы, нависающие над долиной, кажутся неприступными. Однако, подойдя поближе, можно заметить крутую тропу, петляющую сквозь заросли вверх по склону, по которой можно подняться на небольшое плато с пологой северной стороны.

Комплекс храма «Донаторов» состоит из трех пещерных помещений: самой церкви и двух вспомогательных. Одно из них, по всей видимости, представляло собой усыпальницу, во втором мог жить смотритель [Могаричев, 1997, с. 51].

 

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». План по Ю.М. Могаричеву.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». План по Ю.М. Могаричеву.

Архитектура храма

Церковь относительно небольшая. Размеры ее основного помещения вместе с апсидой 5,2х4,2х2,15 м [Гайдуков, Карнаушенко, Джанов, 2002, с. 126]. С севера к нему примыкает небольшой компартимент, длиной 3,6 м и шириной около 1 м. Архитектурно он выделен двумя небольшими полуколонками по краям и двумя потолочными арками между ними.

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Северная стена.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Северная стена. Акварель Л. Линно и Г. Андреева, 1929.

Под полукоробовым сводом северной части в полу видны следы основания столба, который как бы отделял северную часть от основного пространства храма. Иногда этот компартимент называют нефом или приделом [Гайдуков, Карнаушенко, Джанов, 2002, с. 126], что в принципе неверно, так как в нём нет никаких намеков на алтарь, он больше напоминает клирос – место для певчих, где также моли размещаться почетные гости [Осауленко, 2005, с. 101].

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Южная стена.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Южная стена. Акварель Л. Линно и Г. Андреева, 1929.

Дверь, ведущая в храм, прорублена в южной стене. Справа от нее окошко, благодаря которому освещаются как основное помещение, так и алтарная часть. Апсида имеет форму подковы. Алтарное пространство когда-то отделялось от наоса преградой с деревянным иконостасом, от которой сейчас сохранилось каменное основание со ступеньками на месте царских врат. К восточной стене алтаря примыкает престол в виде вырубленного в известковой породе монолита. В северной стене – жертвенник, в южной – каменное сиденье для священника.

Наос храма прямоугольный. Вдоль его южной и западной стен – вырубные скамьи. Такая же скамья находится в северном компартименте.

Северная стена в своей верхней части декорирована аркатурным поясом, состоящим из двух арок, третья арка, начинаясь в северо-западном углу, переходит на западную стену, где соединяется с пилястром в виде полуколонки [Днепровский, 2023a, с. 103-104].

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Западная часть.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Западная часть. Акварель Л. Линно и Г. Андреева, 1929.

Роспись алтарного пространства

Фрески храма «Донаторов», вызывающие больший интерес исследователей [Волконская, 2003; Гайдуков, Карнаушенко, Джанов, 2002; Днепровский, 2023; Карнаушенко, Гайдуков, 2001; Осауленко, 2005], по праву считаются одним из лучших образцов византийского искусства в Крыму

Конха апсиды сильно закопчена и живопись на ней сегодня почти не просматривается. Из составленных в предыдущие десятилетия описаний, известно, что в ней изображен поясной Деисис с масштабно выделенной фигурой Христа в ризе цвета красной охры. Справа ему предстоит Иоанн Креститель, слева – Богородица.

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Схема росписи алтарной части
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Схема росписи алтарной части.

Ниже Деисиса помещена многофигурная сцена «Поклонение жертве». В центре композиции Христос-младенец в орнаментированной золотой чаше для причастия, над которой красное сияние. По обе стороны от потира стоят святители.

Вебель М.Б. Черкес-Кермен. Храм «Донаторов».
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Поклонение жертве. Фрагмент акварели М.Б. Вебеля.

Крайняя слева фигура – диакон в белом стихаре, который держит в руках какой-то предмет: чашу или кадило. Средняя часть его туловища написана прямо в вырубленной в стене нише. Здесь можно усмотреть доказательство того, что роспись не входила в изначальный замысел строителей храма и была сделана позднее [Домбровский, 1966, с. 31]. Изображения двух святителей в левой части почти не видны.

Фигуры трех святителей справа от чаши сохранились несколько лучше, утрачены преимущественно лики. Кое-где просматриваются греческие буквы. Первый из них с темными волосами и клиновидной бородой.

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Неизвестный святитель.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Неизвестный святитель. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Рядом со вторым читается по-гречески «Святой Николай». Он изображен с поднятой в благословляющем жесте правой рукой, через которую перекинут свиток.

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Святой Николай.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Святой Николай. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Рядом с фигурой третьего святителя буквы надписи, восстановленной Н.Е. Гайдуковым, Э.Н. Карнаушенко и А.В. Джановым как [Γοτ]θιας, что заставило их отождествить его с Иоанном Исповедником – небесный покровителем Готской церкви. У него длинная прямая борода, а одет святитель в обычное епископское облачение без крестов [Гайдуков, Карнаушенко, Джанов, 2002, с. 128]. Впрочем, сохранность букв очень плохая, чтобы можно было без оговорок принять предложенное чтение [Днепровский, 2023b, с. 82-84].

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Поклонение жертве.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Поклонение жертве. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

На алтарной арке – композиция Благовещенья, от которой сохранилось очень мало. Сидящая Богородица, как кажется, изображена ткущей пряжу. Архангела Гавриила помогает узнать греческая надпись.

Фрески наоса

Большая часть храма не была расписана. Кроме апсиды остатки фресок просматриваются лишь в северном компартименте, а также на прилагающем к ней участке свода. По старым описаниям на нем когда-то были видны сцены Крещения и Сретения, но сейчас от них остались лишь испорченные въевшейся копотью невразумительные фрагменты.

На арках, отделяющих северный компартимент от основного пространства храма, вверху написаны фигуры мучеников и преподобных со свитками, а на пилястре, выдающемся из западной стены, звериная «маска» с высунутым языком.

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Звериная маска
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Звериная маска по О.И. Домбровскому.

Мученицы

Левее алтаря на простенке между ним и северной стеной храма изображены две святые жены. Одна из них, как следует из фрагмента надписи – св. Анастасия с сосудом елея в руках. Великомученица одета в зелено-голубую накидку (мафорий). Под ними – «полотенце» с растительным орнаментом и каймой по краям.

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Мученицы.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Мученицы. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Мученицы.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Мученицы по Э.Н. Карнаушенко.

Святой Феодор Стратилат

Под восточной аркой северной стены в какой-то период существования храма вырубили большую нишу, в результате чего было почти полностью уничтожено изображение всадника, обращенного ликом в сторону простенка со святыми женами. Об этом можно судить по сохранившимся копытам и хвосту коня. Есть основания предполагать, что это был св. Феодор Стратилат, поскольку на примыкающем к арке участке свода видны две сцены из его жития [Волконская, 2003, с. 305, 2005, с. 228; Осауленко, 2005, с. 111]. На первой он исповедует веру перед императором Лицинием, на второй принимает мученическую казнь.

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Казнь святого Феодора Стратилата.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Казнь святого Феодора Стратилата. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Изображение страстей святого мученика особенно выразительно. Феодор молится на коленях, простерев перед собой руки. Он одет в багряную рубаху до пят. Хорошо сохранился лик святого, с тонкими чертами лица, каштановые волосы и борода. За его спиной находится палач, с занесенным мечом.

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Казнь святого Феодора Стратилата.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Казнь святого Феодора Стратилата по Э.Н. Карнаушенко.

На боковых стенках и своде арки видны остатки стилизованной под орнамент ктиторской надписи: «…основан при содействии рабы Христовой Марии. В 6890 (или: 6860) году, в 5-й индикт». По летоисчислению от Рождества Христова это соответствует 1351-1352 или 1381-1382 гг. [IOSPE: V 209].

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Орнамент
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Фрагменты орнаментированной надписи. Бумага, акварель (1920-е).

Групповой портрет ктиторов

Композиция с изображением донаторов занимает пространство под западной аркой северной и аркой западной стен.

 

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Схема росписи северной и западной стен по И.Г. Волконской.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Схема росписи северной и западной стен.

Под аркой западной стены справа от пилястра, украшенного звериной маской – женская фигура, верхняя часть лица которой утрачена, поэтому трудно сказать что-либо определенное о ее возрасте. Голова и плечи женщины покрыты темно-пурпурным платком, складки которого прорисованы коричневыми и темными линиями. Она одета в оливковый плащ, немного распахнутый спереди движением руки, обращенной в молитвенном жесте к стоящему рядом святому. Из-под плаща проглядывают голубой тон нижней одежды и золотистый обшлаг рукава. Некоторые исследователи считают ее одеяние монашеским. По своей скромности оно действительно уступает пышным одеждам другим членов ктиторской семьи. Вероятно, она и есть та самая «раба Христова Мария», о которой идет речь в посвятительной надписи [Виноградов, Луковникова, 2008, с. 128].

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Княгиня по О.И. Домбровскому.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Княгиня.

В северной части обрамленного аркой пространства, изображен мужчина, по всей видимости ее муж. Это немолодой уже человек с длинными волнистыми волосами, падающими на плечи и темной бородой, на голове которого шапка с красным верхом и меховой опушкой (на рисунке в книге О.И. Домбровского ее легко принять за диадему). Похожие головные уборы можно увидеть на памятниках древнерусского искусства, например, на портрете князя Ярослава в Спасо-Нередицкой церкви. Удлиненное лицо и худощавое тело придает ему «восточный» облик [Гайдуков, Карнаушенко, Джанов, 2002, с. 130; Домбровский, 1966, с. 33]. Над головой мужчины написано по-гречески: «Почил раб Божий» [IOSPE: V 210].

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Князь по О.И. Домбровскому.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Князь.

Между этими двумя фигурами – вдвое большее их по росту изображение святого мученика Акиндина, как о том, можно узнать из надписи, которая была видна около головы. К сожалению, сегодня оно почти полностью утрачено: сохранились лишь фрагменты нимба, бороды святого, красного плаща и зеленого гиматия.

В самом углу, под парусом между двумя арками помещено изображение женщины, от которого сохранились лишь незначительные фрагменты скул, щек, подбородка, волос, ниспадающих на плечи, головного убора, напоминающего кокошник. На нем какое-то украшение в виде пучка перьев или геральдической лилии. В ушах женщины золотые серьги. Она была одета в длинное платье светло-вишневого цвета с короткими рукавами. Справа от головного убора надпись: «Почила раба Божья». Ее руки простерты в сторону пространства, обрамленного западной аркой северной стены, в котором помещены еще четыре фигуры: два святых воина и два юноши.

Сохранность росписи здесь значительно хуже. Крайняя слева фигура – св. Георгий, как о том, свидетельствуют остатки греческой надписи. Само изображение сильно фрагментировано. Можно угадать, что святой воин был написан в полный рост, облаченным в панцирь и с копьем в руке. Подобно св. Акиндину, он примерно в два раза выше членов семьи донаторов.

Справа от него изображение юноши или скорее подростка со скрещёнными на груди руками. О молодом возрасте позволяет судить рост: он несколько ниже женщины, от которой отделяет его св. Георгий, и заметно уступает в росте бородатому князю. Над его головой надпись: «Почил раб Божий».

Далее – еще один святой воин в полный рост, судя по надписи, св. Дмитрий Солунский. Изображение сохранилось очень плохо. Видны фрагменты зеленого плаща, древка копья, красной туники, выглядывающей из-под панциря.

Вебель М.Б. Черкес-Кермен. Фрагменты фресковой росписи северной стены храма «Донаторов».
Черкес-Кермен. Роспись северной стены храма «Донаторов». Фрагмент акварели М.Б. Вебеля.

Вплоть до середины XIX века справа от св. Дмитрия Солунского была видна еще одна фигура, принадлежавшая мужчине в богатом одеянии, обращенному лицом к конному всаднику. Однако уже в новое время каменный блок, содержавший наиболее хорошо сохранившуюся подгрудную часть изображения, был варварским образом выломан, вероятно, в целях продажи какому-то коллекционеру, и от него осталась лишь ноги [Днепровский, 2022, с. 86].

Медальоны

Свод над композицией, изображающей ктиторов и их небесных покровителей, украшают пять медальонов со святыми. По свидетельству Н.И. Репникова, который видел сохранявшиеся около столетия назад надписи, здесь были нарисованы: апостол Петр, апостол Павел, великомученик Пантелеймон, священномученик Ермолай и еще один святой, имя которого уже тогда не удавалось разобрать [Репников, 1939, с. 75]. Медальоны связаны декоративным орнаментом на сине-сером фоне.

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Апостол Петр.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Апостол Петр по Э.Н. Карнаушенко.

Апостол Петр изображен в виде старца с костистым сухощавым лицом и орлиным носом.

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Апостол Петр по О.И. Домбровскому.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Апостол Петр.

Святой Пантелеймон представлен в виде безбородого юноши с широким овалом лица, алыми губами и черными глазами. Другие лики почти полностью утрачены.

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Святой Пантелеймон по О.И. Домбровскому.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Святой Пантелеймон.

Еще два медальона с погрудными изображениями святых находились между арками. Левый сегодня полностью утрачен, а правый, над головой усопшей женщины в кокошнике отличается особой выразительностью.

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Неизвестный святой.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Неизвестный святой. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Неизвестный святой с благообразным бородатым ликом смотрит на зрителя строгим задумчивым и несколько печальным взглядом.

Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Неизвестный святой по О.И. Домбровскому.
Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Неизвестный святой.

Кто изображен в храме «Донаторов»?

Исследователи сходятся во мнении, что фрески изображают членов семьи местного феодала [Волконская, 2003, с. 306; Домбровский, 1966, с. 33], усыпальницей которых служил храмовый комплекс [Могаричев, 1997, с. 53]. Однако предположение, что мы имеем здесь дело с портретом кого-то из князей Феодоро с женой и детьми [Карнаушенко, Гайдуков, 2001, с. 259 (прим. 14); Осауленко, 2005, с. 106] на мой взгляд сомнительно, поскольку в таком случае неясно, почему они похоронены так далеко от своей мангупской резиденции.

Черкес-Кермен. Пещера напротив храма «Донаторов».
Черкес-Кермен. Пещера напротив храма «Донаторов». Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Более вероятным кажется, что семья донаторов в середине – второй половине XIV в. владела Черкес-керменским ущельем и замком Кыз-Куле. Их возможная родственная связь с правителями Феодоро, в отсутствии у нас источников, которые могли мы подтвердить ее, остается предметом гипотез и предположений [Днепровский, 2023b, с. 90].

© Княжество Феодоро, 2021-23

Библиография

  1. Виноградов А.Ю. К вопросу о датировке росписей пещерных храмов «Успения» и «Донаторов» в Крыму / А.Ю. Виноградов, Е.А. Луковникова // Вопросы эпиграфики. – 2008. – Т. 2. – С. 124-133.
  2. Волконская И.Г. Фрески пещерных храмов Эски-Кермена и его округи (Юго-Западный Крым) / И.Г. Волконская // Русская культура XVI века – эпоха митрополита Макария. Материалы X Российской научной конференции памяти святителя Макария «Макариевские чтения». – 2003. – № 10. – С. 284-311.
  3. Волконская И.Г. Эски-керменские фрески. Новые исследования / И.Г. Волконская // Церковные древности. – Симферополь, 2005. – С. 217-239.
  4. Гайдуков Н.Е. Новые данные по храмовым росписям Эски-Кермена и его округи / Н.Е. Гайдуков, Э.Н. Карнаушенко, А.В. Джанов // Православные древности Таврики: Сборник материалов по церковной археологии. – Киев, 2002. – С. 114-125.
  5. Днепровский Н.В. К вопросу о литургическом устройстве храма «Донаторов» / Н.В. Днепровский // Спелеология и спелестология. – 2023a. – № 2. – С. 97-108.
  6. Днепровский Н.В. О двух дискуссионных вопросах в строительной периодизации черкес-керменского храма «Донаторов» / Н.В. Днепровский // Спелеология и спелестология. – 2022. – № 2. – С. 78-91.
  7. Днепровский Н.В. Росписи пещерного храма «Донаторов»: новые ответы на старые вопросы / Н.В. Днепровский // Спелеология и спелестология. – 2023b. – № 1. – С. 70-100.
  8. Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма / О.И. Домбровский. – Киев: АН УССР, 1966. – 126 с.
  9. Карнаушенко Э.Н. Два пещерных монастыря Горной Таврики / Э.Н. Карнаушенко, Н.Е. Гайдуков // Искусство христианского мира. – 2001. – № 5. – С. 247-259.
  10. Марков Е.Л. Очерки Крыма. Картины крымской жизни, природы и истории / Е.Л. Марков. – Москва, 1884. – 593 с.
  11. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
  12. Осауленко Є.М. Стінописи «Храму донаторів» в ущелині Черкес-Кермен – взірець «неокомнинівського» напрямку в візантійському живописі ХІV століття / Є.М. Осауленко // Лаврський альманах: Києво-Печерська лавра в контексті української історії та культури. – 2005. – Т. 14. – С. 100-115.
  13. Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма (ркп) / Н.И. Репников. – 1939. – 387 с.
  14. IOSPE: V 209 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.209-ru.html.
  15. IOSPE: V 210 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.210-ru.html.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии