Поделиться ссылкой:
Большая часть территории Эски-Кермена остается не раскопанной. Центральная часть плато заросла лесом, в котором видны холмики, скрывающие под собой остатки усадеб.
В X-XIII вв. многие византийские города превратились в хаотичные скопления построенных без всякого определенного плана домов. Но Эски-Кермен, судя по всему, сохранил регулярную планировку, возникшую еще в эпоху раннего средневековья.
Главная улица, шириной до 4,8 м пересекала центральную часть плато в направлении с юга на север и шла от городских ворот к площади с Базиликой. В восточном и западном направлениях от нее отходили боковые проулки. Улицы, параллельные главной, имели в ширину 2,4 метра, а перпендикулярные ей боковые, около 2 метров [Айбабин, 2014, с. 241; Харитонов, 2004, с. 35].
Полагают, что территория городища была плотно застроена. Прямоугольные кварталы, расположенные по обе стороны главной и параллельной ей улиц, состояли каждый из нескольких усадеб [Айбабин, 2014, с. 241; Харитонов, 2004, с. 35].
Первые этажи домов были каменными и служили для хозяйственных нужд, также, как и вырубленные в скальной поверхности подвалы. Вторые этажи с небольшими балкончиками предназначались для жилья. Их строили из дерева или сырцового кирпича с использованием деревянной конструкции, в редких случаях из камня. Черепичную кровлю укладывали на деревянный настил, закреплённый на деревянных же стропилах. Сходный вид имели традиционные жилища крымских татар, обследованные и описанные этнографами в начале прошлого века [Репников, 1932, с. 137]. Дома богатых эски-керменцев, примыкавшие к главной городской площади, имели застекленные окна [Айбабин, Хайрединова, 2019, с. 23]
Кроме усадеб в городских кварталах находились небольшие приходские церкви, строившиеся и содержащиеся за счет общин. Каждая из них принадлежала одной семье или роду [Айбабин, Хайрединова, 2020b, с. 323].
Их архитектурный облик можно восстановить по небольшой модели храма, найденной в ходе раскопок 1931 года. Она изображает простое прямоугольное здание под двускатной кровлей с выступающей полукруглой апсидой [Айбабин, Хайрединова, 2011, с. 428, 455, рис. 23].
Примеры таких церковных построек – не редкость в соседнем Херсоне, откуда, вероятно, жители Эски-Кермена и заимствовали традицию создания родовых часовен. Изнутри они были оштукатурены, а в некоторых случаях расписаны фресками [Айбабин, Хайрединова, 2020b, с. 323, 2020c, с. 6].
Возможно, что на плато существовали и другие, более изысканные, культовые здания. В 1930-х гг. археологи обнаружили надгробие из известняка в виде крестово-купольного храма с пятигранной апсидой и куполом на барабане (от него сохранилось только основание). Датированное XIII-XIV вв. оно реалистично воспроизводит церковную архитектуру, характерную для этого времени. Не исключено, что образцом для него послужила реальная постройка, возведенная на плато Эски-Кермена, остатки которой, однако до сих пор не найдены [Айбабин, Хайрединова, 2020a, с. 27; Харитонов, 2004, с. 86].
По расчетам археологов в городе могло находиться до 400 усадеб, что, учитывая величину одной семьи 4-5 человек, дает для периода его расцвета, который пришелся на XII-XIII вв., население около 1800-2000 жителей [Веймарн, 1982, с. 85; Хайрединова, 2022, с. 520-521].
Занимались они преимущественно земледелием и животноводством. Судя по находкам костей животных на городище, первое место занимало разведение мелкого рогатого скота, в основном овец и коз. На втором было свиноводство, а на третьем – разведение крупного рогатого скота. Жители Эски-Кермена также содержали полутонконогих лошадей, которые использовались и как верховые, и как тяговые животные, а также ослов. Их земельные наделы находились в близлежащих балках. Здесь они выращивали злаки, виноград, устраивали сады и огороды. Из промыслов большую роль играло производство пряжи и нитей, ткацкое дело, благо сырья для этого было в избытке [Айбабин, 2014, с. 243-244].
Однако назвать городище полноценным ремесленным центром сложно. Такие важные для быта товары как амфоры, столовую посуду, черепицу его жителям приходилось импортировать из соседнего Херсона [Завадская, 2017].
Эски-Кермен по праву считается самым пещерным из всех «пещерных городов». На его территории обнаружено 359 искусственных пещерных сооружений. Больше половины из них (185) разрушены, засыпаны или недоступны настолько, что их назначение определить невозможно. Подавляющее большинство из числа оставшихся (135 из 164) являются хозяйственными. 102 пещеры представляют собой хлева. Такой вывод позволяет сделать наличие в них яслей – вырубных кормушек для скота и каменных колец, к которым привязывали животных.
Благодаря им, можно рассчитать, что в этих пещерах содержалось коз и овец 124, коров и быков – 32, лошадей и мулов – 4. Учитывая, что эти данные получены только для половины учтенных пещер, то для приближения к реальности их необходимо удвоить. Некоторое количество хлевов находилось также за пределами крепостных стен [Веймарн, 1982, с. 86-87]. К числу хозяйственных пещерных помещений также относят вырубленные в скальной породе подвалы усадеб с углублениями для установки пифосов, предназначавшихся для пшеницы, проса, ячменя, сушеной рыбы, воды [Могаричев, 1992, с. 96,103].
Исследователи обращают внимание, что в поздний период существования городища, его население в значительной степени переориентировалось с земледелия на животноводство. Зерновые ямы переделывали, превращая их в хлева. По всей видимости это было связано с нестабильной политической ситуацией в связи с ослаблением военной и политической мощи Византии. В случае угрозы степняков скот можно было укрыть в крепости, тогда как неубранный урожай неизбежно погибал [Могаричев, 1992, с. 104-105].
В целом данные археологических исследований позволяют представить Эски-Кермен скорее как центр сельскохозяйственной округи, нежели настоящий город. Он был тесно связан с Херсоном главным форпостом Византии на полуострове. Неслучайно их судьба была схожей. Запустение Херсона в конце XIII в. – первой половине XIV в. совпало по времени с затуханием жизни на Эски-Кермене.
© Княжество Феодоро, 2021-23
Библиография
- Айбабин А.И. Город на плато Эски-Кермен в XIII в. / А.И. Айбабин // МАИЭТ. – 2014. – Т. 19. – С. 240-277.
- Айбабин А.И. Город на плато Эски-Кермен в XIV в. / А.И. Айбабин, Э.А. Хайрединова // ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: «империя» и «полис». XII Международный Византийский cеминар. Материалы научной конференции. – Севастополь, 2020a. – С. 25-30.
- Айбабин А.И. Исследования средневекового городища на плато Эски-Кермен в 2018 г. / А.И. Айбабин, Э.А. Хайрединова // История и археология Крыма. – 2019. – Т. 11. – С. 21-28.
- Айбабин А.И. Квартальные храмы средневекового города на плато Эски-Кермен / А.И. Айбабин, Э.А. Хайрединова // АДСВ. – 2020b. – Т. 48. – С. 310-326.
- Айбабин А.И. Новый храм с фресками X-XIII вв. на плато Эски-Кермен / А.И. Айбабин, Э.А. Хайрединова // Материалы международной научной конференции. Изучение и сохранение древних сакральных пространств в современном мире. – Севастополь, 2020c. – С. 5-10.
- Айбабин А.И. Позднесредневековая часовня на плато Эски-Кермен / А.И. Айбабин, Э.А. Хайрединова // МАИЭТ. – 2011. – Т. 17. – С. 422-457.
- Веймарн Е.В. Жилые усадьбы Эски-Керменского городища / Е.В. Веймарн // АДСВ. – 1982. – Т. 19. – С. 69-88.
- Завадская И.А. О торговых связях города на плато Эски-Кермен с Херсоном (по материалам строительной керамики) / И.А. Завадская // МАИАСК. – 2017. – Т. 9. – С. 145-164.
- Могаричев Ю.М. Пещерные сооружения средневековых городищ юго-западного Крыма (вопросы классификации, хронологии, интерпретации) / Ю.М. Могаричев // Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму. – Симферополь, 1992. – С. 5-132.
- Репников Н.И. Остатки укреплений Эски-Кермена / Н.И. Репников // ИГАИМК. – 1932. – Т. 12. – С. 181-212.
- Хайрединова Э.А. Топография средневекового города на плато Эски-Кермен / Э.А. Хайрединова // МАИЭТ. – 2022. – Т. 27. – С. 513-550.
- Харитонов С.В. Древний город Эски-Кермен. Археология. История. Гипотезы / С.В. Харитонов. – Санкт-Петербург, 2004. – 156 с.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.