Реконструкция Эски-Керменской базилики.

Эски-Кермен. Базилика

Центральная площадь пещерного города Эски-Кермен находится на расстоянии примерно трехсот метров к северу от городских ворот. В древности здесь, вблизи самой высокой точки плато, находился главный храм города – базилика.

Продольный разрез Эски-Керменской базилики.
Продольный разрез Эски-Керменской базилики.

Раскопки, проводившиеся в 1930 и 1979-81 гг. показали, что она представляла собой трехнефное строение общими размерами 23,6 м. на 13,4 м. Снаружи алтарная часть имела три пятигранные апсиды, сложенные из тщательно обработанных с лицевой стороны камней, которые далеко выдавались на восток.

Эски-Кермен. Юго-восточный угол базилики.
Эски-Кермен. Юго-восточный угол базилики. Фото Эски-Керменской экспедиции, 1930.

Вход находился в западной стене и вел в притвор. Следы второго входа, впоследствии заложенного, обнаружены в северном нефе. Из притвора три двери вели в средний и боковые нефы базилики. Последние отделялись от центральной части колоннадами: по шесть мраморных колонн, увенчанных капителями, в каждом ряду.

План Эски-Керменской базилики.
План Эски-Керменской базилики по Е.А. Паршиной.

Главный зал представлял собой квадрат, размерами 12 на 12 метров, отделенный от алтарного пространства преградой. Ее невысокая балюстрада состояла из квадратных колонок с капителями, увенчанными листьями лотоса, между которыми находились вертикально поставленные плиты. Просветы поверх них венчались орнаментированным архивольтом. Многочисленные обломки частей преграды, украшенные резным ленточным плетением и раскрашенные красной краской обнаружены в ходе раскопок.

Эски-Кермен. Капитель базилики.
Эски-Кермен. Капитель базилики. Фото Эски-Керменской экспедиции, 1933.

Пол был выстлан квадратными плитками красного шифера. Впоследствии после гибели здания в пожаре его накрыли известняковыми плитами. Перекрытие было деревянным, составленных из балок, а кровля черепичной. В боковых стенах имелись оконные проемы с арками. Внутри помещение храма было оштукатурено и расписано фресками, от которых остались лишь разрозненные фрагменты [Репников, 1939, с. 133-136; Харитонов, 2004, с. 65-84].

Эски-Кермен. Базилика.
Эски-Кермен. Базилика. Фото: Е. Голомшток, 1930-е.

Внешний вид храма достаточно необычен. Простые базилики с плоской кровлей широко распространились по всей Римской империи в первые века после торжества христианства. Впоследствии из вытеснили более сложные сводчатые сооружения. С другой стороны, наличие трех апсид характерно для крестово-купольных храмов. Подобные постройки в Крыму (некоторые из храмов Херсонеса, церковь Иоанна Предтечи в Керчи, церковь св. Троицы в селе Лаки) относятся к XI-XIII вв. [Лосицкий, Паршина, 2002, с. 108, 110].

Эски-Кермен. Базилика. Фото: Е. Голомшток
Эски-Кермен. Общий вид базилики. Фото Эски-Керменской экспедиции, 1933.

В настоящее время история соборного храма Эски-Кермена выглядит следующим образом. Он был построен в VII-VIII вв. [Лосицкий, Паршина, 2002, с. 113], а может быть даже ранее – одновременно с крепостью [Айбабин, 1991, с. 45; Айбабин, Хайрединова, 2017, с. 166; Харитонов, 2004, с. 82] и просуществовал вплоть до конца истории городища. За это время он, судя по всему, несколько раз подвергался разрушению и восстанавливался.

Руины Эски-Керменской базилики.
Руины Эски-Керменской базилики. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

В частности, археологи обнаружили следы древнего пожара, в результате которого деревянное перекрытие рухнуло внутрь здания вместе с черепицей. Впоследствии базилика пострадала от землетрясения [Репников, 1939, с. 134; Харитонов, 2004, с. 71]

Последняя реконструкция относится к периоду расцвета городской жизни на Эски-Кермене (XI-XIII вв.). В это время в соответствии с архитектурной модой была перестроена восточная часть базилики: к основному объему здания пристроили три граненые апсиды.

Эски-Кермен. Главная и южная апсиды базилики.
Эски-Кермен. Главная и южная апсиды базилики. Фото Эски-Керменской экспедиции, 1930.

Перекрытие же осталось стропильным, так как тонкие стены не смогли бы выдержать каменный свод. Храм погиб в конце XIII века одновременно с городом [Лосицкий, Паршина, 2002, с. 108, 112-113; Репников, 1939, с. 136].

Реконструкция Эски-Керменской базилики.
Реконструкция Эски-Керменской базилики.

В ходе раскопок у северо-восточного угла базилики были вскрыты остатки небольшой часовни, размерами 5,7 на 3,7 м. Она была построена из бутового камня средней величины, а в углах использованы тесаные камни. Стены часовни покрывала фресковая роспись [Харитонов, 2004, с. 78-79]. Возможно, что последние обитатели Эски-Кермена, не имея сил на восстановление базилики, возвели этот маленький храмик в надежде, что им удастся вернуться к прежней жизни [Айбабин, 2014, с. 244; Айбабин, Хайрединова, 2020].

В период существования города площадь рядом с базиликой представляла собой кладбище. Открытые поблизости, а также в ее нартексе, гробницы и усыпальницы содержали коллективные захоронения, датированные XI-XIII вв. В одном из склепов были обнаружены кости около 100 погребенных, в другом – 30. Средний возраст покойных, без учета детской смертности, согласно исследованиям советских антропологов, составлял 41,4 года для мужчин и 35,7 лет для женщин [Харитонов, 2004, с. 79-80]. Таким образом, в позднее средневековье продолжительность жизни эски-керменцев выросла. Похороненные на некрополе за пределами города, обитатели крепости, жившие здесь в ранневизантийский период, умирали в более молодом возрасте.

Последних жителей Эски-Кермена, переживших катастрофу 1299 года, хоронили в перекрытых плитами могилах. В одной из них с останками молодой женщины было найдено костяное стило для письма, а также монета золотоордынского хана Узбека, выпуска 1320-1341 гг. – самый поздний точно датированный артефакт, происходящий с территории городища [Айбабин, Хайрединова, 2019, с. 257].

Руины Эски-Керменской базилики.
Руины Эски-Керменской базилики. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

Развалины базилики еще долгое время служили в качестве карьера жителям окрестных деревень, вывозивших строительный материал для своих нужд [Харитонов, 2004, с. 71]. В XVI веке посетивший Эски-Кермен польский посол Мартин Броневский видел простертые на земле руины храма, некогда украшенного мраморными и серпентиновыми колоннами, заметив, что они свидетельствуют о былом величии города, от которого к этому моменту не осталось даже имени [Броневский, 1867, с. 344].

© Княжество Феодоро, 2021

Библиография

  1. Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен / А.И. Айбабин // МАИЭТ. – 1991. – Т. 2. – С. 43-51.
  2. Айбабин А.И. Крымские готы страны Дори (середина III — VII в.) / А.И. Айбабин, Э.А. Хайрединова. – 2017. – 366 с.
  3. Айбабин А.И. Плитовые могилы XIV в. на плато Эски-Кермен / А.И. Айбабин, Э.А. Хайрединова // МАИЭТ. – 2019. – № 24. – С. 250-276.
  4. Броневский М. Описание Крыма (Tarlariae descriplio) / М. Броневский // ЗООИД. – 1867. – Т. 6. – С. 333-367.
  5. Лосицкий Ю.Г. Эски-Керменская базилика / Ю.Г. Лосицкий, Е.А. Паршина // Православные древности Таврики. – Киев: Стилос, 2002. – С. 99-113.
  6. Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма (ркп) / Н.И. Репников. – 1939. – 387 с.
  7. Харитонов С.В. Древний город Эски-Кермен. Археология. История. Гипотезы / С.В. Харитонов. – Санкт-Петербург, 2004. – 156 с.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.

Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.

Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *