Реконструкция Эски-Керменской базилики.

Эски-Кермен. Базилика

Центральная площадь пещерного города Эски-Кермен находится на расстоянии примерно трехсот метров к северу от городских ворот. В древности здесь, вблизи самой высокой точки плато, находился главный храм города – базилика.

Продольный разрез Эски-Керменской базилики.
Продольный разрез Эски-Керменской базилики.

Раскопки, проводившиеся в 1930 и 1979-81 гг. показали, что она представляла собой трехнефное строение общими размерами 23,6 м. на 13,4 м. Снаружи алтарная часть имела три пятигранные апсиды, сложенные из тщательно обработанных с лицевой стороны камней, которые далеко выдавались на восток.

Эски-Кермен. Юго-восточный угол базилики.
Эски-Кермен. Юго-восточный угол базилики. Фото Эски-Керменской экспедиции, 1930.

Вход находился в западной стене и вел в притвор. Следы второго входа, впоследствии заложенного, обнаружены в северном нефе. Из притвора три двери вели в средний и боковые нефы базилики. Последние отделялись от центральной части колоннадами: по шесть мраморных колонн, увенчанных капителями, в каждом ряду.

План Эски-Керменской базилики.
План Эски-Керменской базилики по Е.А. Паршиной.

Главный зал представлял собой квадрат, размерами 12 на 12 метров, отделенный от алтарного пространства преградой. Ее невысокая балюстрада состояла из квадратных колонок с капителями, увенчанными листьями лотоса, между которыми находились вертикально поставленные плиты. Просветы поверх них венчались орнаментированным архивольтом. Многочисленные обломки частей преграды, украшенные резным ленточным плетением и раскрашенные красной краской обнаружены в ходе раскопок.

Эски-Кермен. Капитель базилики.
Эски-Кермен. Капитель базилики. Фото Эски-Керменской экспедиции, 1933.

Пол был выстлан квадратными плитками красного шифера. Впоследствии после гибели здания в пожаре его накрыли известняковыми плитами. Перекрытие было деревянным, составленных из балок, а кровля черепичной. В боковых стенах имелись оконные проемы с арками. Внутри помещение храма было оштукатурено и расписано фресками, от которых остались лишь разрозненные фрагменты [Репников, 1939, с. 133-136; Харитонов, 2004, с. 65-84].

Эски-Кермен. Базилика.
Эски-Кермен. Базилика. Фото: Е. Голомшток, 1930-е.

Внешний вид храма достаточно необычен. Простые базилики с плоской кровлей широко распространились по всей Римской империи в первые века после торжества христианства. Впоследствии из вытеснили более сложные сводчатые сооружения. С другой стороны, наличие трех апсид характерно для крестово-купольных храмов. Подобные постройки в Крыму (некоторые из храмов Херсонеса, церковь Иоанна Предтечи в Керчи, церковь св. Троицы в селе Лаки) относятся к XI-XIII вв. [Лосицкий, Паршина, 2002, с. 108, 110].

Эски-Кермен. Базилика. Фото: Е. Голомшток
Эски-Кермен. Общий вид базилики. Фото Эски-Керменской экспедиции, 1933.

В настоящее время история соборного храма Эски-Кермена выглядит следующим образом. Он был построен в VII-VIII вв. [Лосицкий, Паршина, 2002, с. 113], а может быть даже ранее – одновременно с крепостью [Айбабин, 1991, с. 45; Айбабин, Хайрединова, 2017, с. 166; Харитонов, 2004, с. 82] и просуществовал вплоть до конца истории городища. За это время он, судя по всему, несколько раз подвергался разрушению и восстанавливался.

Руины Эски-Керменской базилики.
Руины Эски-Керменской базилики. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

В частности, археологи обнаружили следы древнего пожара, в результате которого деревянное перекрытие рухнуло внутрь здания вместе с черепицей. Впоследствии базилика пострадала от землетрясения [Репников, 1939, с. 134; Харитонов, 2004, с. 71]

Последняя реконструкция относится к периоду расцвета городской жизни на Эски-Кермене (XI-XIII вв.). В это время в соответствии с архитектурной модой была перестроена восточная часть базилики: к основному объему здания пристроили три граненые апсиды.

Эски-Кермен. Главная и южная апсиды базилики.
Эски-Кермен. Главная и южная апсиды базилики. Фото Эски-Керменской экспедиции, 1930.

Перекрытие же осталось стропильным, так как тонкие стены не смогли бы выдержать каменный свод. Храм погиб в конце XIII века одновременно с городом [Лосицкий, Паршина, 2002, с. 108, 112-113; Репников, 1939, с. 136].

Реконструкция Эски-Керменской базилики.
Реконструкция Эски-Керменской базилики.

В ходе раскопок у северо-восточного угла базилики были вскрыты остатки небольшой часовни, размерами 5,7 на 3,7 м. Она была построена из бутового камня средней величины, а в углах использованы тесаные камни. Стены часовни покрывала фресковая роспись [Харитонов, 2004, с. 78-79]. Возможно, что последние обитатели Эски-Кермена, не имея сил на восстановление базилики, возвели этот маленький храмик в надежде, что им удастся вернуться к прежней жизни [Айбабин, 2014, с. 244; Айбабин, Хайрединова, 2020].

В период существования города площадь рядом с базиликой представляла собой кладбище. Открытые поблизости, а также в ее нартексе, гробницы и усыпальницы содержали коллективные захоронения, датированные XI-XIII вв. В одном из склепов были обнаружены кости около 100 погребенных, в другом – 30. Средний возраст покойных, без учета детской смертности, согласно исследованиям советских антропологов, составлял 41,4 года для мужчин и 35,7 лет для женщин [Харитонов, 2004, с. 79-80]. Таким образом, в позднее средневековье продолжительность жизни эски-керменцев выросла. Похороненные на некрополе за пределами города, обитатели крепости, жившие здесь в ранневизантийский период, умирали в более молодом возрасте.

Последних жителей Эски-Кермена, переживших катастрофу 1299 года, хоронили в перекрытых плитами могилах. В одной из них с останками молодой женщины было найдено костяное стило для письма, а также монета золотоордынского хана Узбека, выпуска 1320-1341 гг. – самый поздний точно датированный артефакт, происходящий с территории городища [Айбабин, Хайрединова, 2019, с. 257].

Руины Эски-Керменской базилики.
Руины Эски-Керменской базилики. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

Развалины базилики еще долгое время служили в качестве карьера жителям окрестных деревень, вывозивших строительный материал для своих нужд [Харитонов, 2004, с. 71]. В XVI веке посетивший Эски-Кермен польский посол Мартин Броневский видел простертые на земле руины храма, некогда украшенного мраморными и серпентиновыми колоннами, заметив, что они свидетельствуют о былом величии города, от которого к этому моменту не осталось даже имени [Броневский, 1867, с. 344].

© Княжество Феодоро, 2021

Библиография

  1. Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен / А.И. Айбабин // МАИЭТ. – 1991. – Т. 2. – С. 43-51.
  2. Айбабин А.И. Крымские готы страны Дори (середина III – VII в.) / А.И. Айбабин, Э.А. Хайрединова. – 2017. – 366 с.
  3. Айбабин А.И. Плитовые могилы XIV в. на плато Эски-Кермен / А.И. Айбабин, Э.А. Хайрединова // МАИЭТ. – 2019. – № 24. – С. 250-276.
  4. Броневский М. Описание Крыма (Tarlariae descriplio) / М. Броневский // ЗООИД. – 1867. – Т. 6. – С. 333-367.
  5. Лосицкий Ю.Г. Эски-Керменская базилика / Ю.Г. Лосицкий, Е.А. Паршина // Православные древности Таврики. – Киев: Стилос, 2002. – С. 99-113.
  6. Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма (ркп) / Н.И. Репников. – 1939. – 387 с.
  7. Харитонов С.В. Древний город Эски-Кермен. Археология. История. Гипотезы / С.В. Харитонов. – Санкт-Петербург, 2004. – 156 с.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии