Во время разговора с собирателем крымских легенд В.Х. Кондараки старик-татарин из села Ходжа-Сала начал свой рассказ о Мангупе словами: «Там каждая почти пещера, каждая груда камней имеет свою повесть грустного содержания. Когда вы побываете на этой возвышенности и осмотрите ее, тогда я передам вам все, что когда-либо слышал от родителей».
Следы Атлантиды
Одна из древнейших мангупских легенд содержится в «Книге путешествий» Эвлии Челеби. Он записал ее по итогам своего первого путешествия в Крым в 1641 году. Подобно многим своим образованным современникам, Челеби полагал, что некогда Черное море представляло собой озеро. Позже, когда на землю обрушился Ноев потоп, воды покрыли огромные территории Восточной Европы: «Полуостров Крым, степь Дешт-и-Кипчак и Славянская земля от края до края были заняты Черным морем», которое на востоке соединилось с Каспийским.
«Доказательством этого считают крепость Мангуп на полуострове Крым, около одного дня пути от Бахчисарая. Это высокая крепость, которой корпус поднялся к небу. Там существуют заливы для стоянки кораблей, а на скалах, для привязывания их, находятся отделанные столбы», – утверждал Челеби. Он также упоминал другую крепость Пирэ-вади в провинции Силистрия, «возвышающуюся главой до небес», где сохранились кольца для привязывания морских судов [Березин, 1849, с. 29; Çelebi, 1834, p. 6].
Легенда, в том виде, в какой ее излагает турецкий путешественник, была хорошо известна в Крыму. В XVIII-XIX веках аборигены часто рассказывали ее российским и европейским туристам, демонстрируя в качестве доказательства своих слов ржавые железные кольца, якобы предназначенные для швартовки лодок, либо каменные проушины для колец на отвесных скалах Мангупа и других пещерных городов, некогда, по их рассказам, представлявших собой небольшие островки в затопившем полуостров море [Марков, 1884, с. 474; Паллас, 1999, с. 33; Ромм, Раткевич, 1941, с. 69-70; Craven (Baroness), 1789, p. 181-182; François de Tott, 1786, p. 102-103].
«Я сама собственными глазами видела эти кольца, еще в молодости моей, когда приехала в Крым и в 1836 году вместе с дядей своим генералом Д. осматривала в первый раз Мангуп. – сообщала одна из путешественниц. – Нашим чичероне был покойный султан Крым-Гирей; он сопровождал нас в поездке по всем этим горам и укреплениям… При поcещении нашем Мангуп-Кале и Чуфут-Кале, проводники-татары, по указанию султана, спускались вместе с ним по бокам скалы, цепляясь за кустарники, и указывали нам на железные кольца, как здесь, так и в Черкес-Кермене. В Мангупе, я помню хорошо и ясно видела два довольно больших заржавленных железных кольца» [Караулов, 1872, с. 44].
В.Х. Кондараки утверждал, что на отвесном обрыве мыса Махнели-Бурун (Элли-Бурун) он обнаружил одну из каменных колонн, о которых лишь понаслышке знал Челеби [Кондараки, 1875, с. 154].
В пользу того, что легенда может иметь древнее происхождение, свидетельствует сохраненное П.С. Палласом название Ай-Тодорской долины, недалеко от Мангупа, которую татары называли Филегус, а греки Пелагос. П.И. Кеппен предположил, что оно может происходить от др.-греч. πέλαγος – море [Кеппен, 1837, с. 270; Паллас, 1999, с. 63-64].
Ужасы пещерного города
Некоторые мангупские легенды вполне могли бы лечь в основу готических историй, если бы кто-то из сочинителей в этом жанре обратил на них внимание.
Строительство передовой стены в Табана-Дере народная молва приписывала каким-то джинам или злым духам, с которыми состоял в дружбе начальник крепости. Татарский проводник клялся собирателю крымского фольклора В.Х. Кондараки, что об этом его отцу поведал сам шайтан встреченный в этом месте.
Зловещие рассказы ходили о караимском кладбище. Уверяли, что здесь видели огромную толстую женщину, окруженную большим числом горбатых карликов, а по ночам с него слышали чудовищные крики и песни.
Перед донжоном, по рассказам стариков, некогда находилась волшебная башня, которая обладала свойством при всяком порыве ветра играть так восхитительно, что птицы слетались послушать ее дивные звуки. Построил ее какой-то страшный колдун, познавший все тайны природы и проживший около 500 лет, отвращая все бедствия и неприятности от своих повелителей. После его смерти Мангуп захватили чужеземцы, прославившиеся своей жестокостью. Подземелья и пещеры под цитаделью превратились при них в места разврата и пыток.
Один из мангупских беев – местный Жиль де Ре, похищал у окрестных поселян детей, и морил их голодом в пещере Дауджи-Коба (Барабан-Коба), наслаждаясь предсмертными стонами и криками. Он также любил развлекаться, бросая их в пропасть из «павильона» на оконечности мыса Тешкли-Бурун. Так продолжалось до тех пор, пока он сам не упал со скалы вместе с одной из своих жертв [Кондараки, 1873, с. 94-97].
Тайны подземелий
В XIX веке проводники-татары с охотой показывали всем желающим карстовую пещеру на южном краю мангупского плато, которую называли Хыз-Куле («Девичья крепость»). О ней рассказывали, что некогда могущественный бей замуровал в ней сорок девиц и все они погибли, съев друг друга [Кондараки, 1875, с. 157]. Отсюда второе название пещеры Хырк-Кыз («40 девушек») [Никольский, 1893, с. 74].
Туристы в своих путевых заметках дополняли легенду новыми интригующими подробностями. Так, В.Х. Кондараки предположил, что в древности существовал подземный ход, связывавший донжон мангупской цитадели и Южный монастырь. В случае военной опасности владельцы Мангупа могли по нему бежать из города, а вход в пещеру Хыз-Куле представлял собой одно из его ответвлений [Кондараки, 1875, с. 157-158].
Другой путешественник, член Крымского горного клуба, артиллерист Н.П. Никольский считал, что в глубине пещеры находятся сокровища, спрятанные жителями Феодоро во время турецкой осады 1475 года [Никольский, 1893, с. 74].
Ни Кондараки, ни Никольский не смогли пройти пещеру до конца и убедиться в верности своих предположений. Не удалось этого сделать и польской художнице Елене Скирмунт. Проводник Амет сообщил ей, что подземный ход охраняют сверхъестественные силы: один из путешественников, пытавшийся пройти его, в ужасе бежал, бросив там свои бумаги и не смог найти никого, кто отважился бы пойти и забрать их.
Вооружившись свечами, Скирмунт вместе со своими спутниками смело проникла в подземный коридор, чтобы стать первой кому удастся исследовать пещеру. Сначала им пришлось согнуться в три погибели, затем продолжить движение на четвереньках. Однако преодолев расстояние, равное примерно десятку шагов, они услышали странный гул, после чего проводник, воскликнув: «бесовская свадьба!» поспешил покинуть пещеру, увлекая за собой путешественников [Pojata (Skirmuntowa), 1873, p. 250].
Скирмунт в своих путевых заметках привела еще одно название урочища, где находится «подземный ход» – Хаздар-Калеси, что означает «Крепость над пропастью».
На Магупе две большие карстовые пещеры. Первая (МК-1), протяженностью 230 метров и общей площадью 415 кв.м. Она находится в южном обрыве плато и хорошо видна снизу, даже со дна долины. Вторая (МК-2) не столь известна и по площади значительно уступает первой: лишь 90 кв. м. при длине 60 метров.
Неудивительно, что в краеведческой литературе возникла путаница: в некоторых путеводителях и даже научных статьях с легендой о заточении 40 девушек связывают пещеру МК-1, тогда как внимательное прочтение описаний В.Х. Кондараки и Е. Скирмунт не оставляет сомнений, что речь идет об МК-2. В ней сохранилась интересная достопримечательность – вырубленная рядом с входом алтарная ниша, на что указывал Н.П. Никольский, заметивший в ней остатки фресковой росписи. Именно с этой пещерой стоит соотносить зафиксированные в литературе XIX века названия Хыз-Куле, Хырк-Кыз, Хаздар-Калеси…
Золотая колыбель
На рукописных картах И.Л. Белянского присутствует еще один топоним, который, как кажется, соответствует названию одной из карстовых пещер – «Алтын-Бешик» («Золотая колыбель»). Существует отдельная мангупская версия этой популярной легенды о крымском Граале.
Она увидела свет в сборнике «Армяне в легендах Крыма», опубликованном в 2002-м году. Здесь – это колыбель Бога Солнца и одновременно святыня крымских армян, оберегающая народ от врагов. Генуэзцы требуют отдать им колыбель, чтобы подчинить их своей власти.
Будучи не в состоянии завладеть реликвией силой, они отравили мангупский колодец, предложив чистую воду в обмен на колыбель. Поняв, что не смогут дальше сопротивляться неприятелю, горцы тайно унесли свою святыню на гору Басман, где наложили на нее заклятье, доверив защите горных духов то, «чем не сумели овладеть враги ни силой, ни обманом» [Файзи, 2002, с. 42-43].
Интересно, что в мангупской легенде Золотая колыбель имеет вид солнечного камня. Камень – одна из аватар Грааля.
В «Парцифале» Вольфрама фон Эшенбаха отшельник, открывая главному герою тайны Грааля, называет его «камнем особой породы». Он излучает волшебный свет, в котором сгорает птица Феникс, а позже воскресает из пепла. От него же Феникс получает свое оперение, излучающее ослепительное сияние.
Грааль обладает способностью продлять жизнь, сохранять молодость, а также является источником пищи для своих хранителей. Его происхождение связано с битвой между Богом и Сатаной. Согласно одно из поздних интерпретаций, это изумруд, выпавший из короны ангела Света – Люцифера при его низвержении с небес.
Таким образом легенды о Граале и о Золотой колыбели обнаруживают еще одну небезынтересную параллель.
© Княжество Феодоро, 2020
Литература:
- Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью / И.Н. Березин. – Казань, 1849. – 562 с.
- Караулов Г.Э. Крымские пещерные города и крипты / Г.Э. Караулов // ЗООИД. – 1872. – Т. 8. – С. 39-108.
- Кеппен П.И. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических / П.И. Кеппен. – Санкт-Петербург, 1837. – 409 с.
- Кондараки В.Х. Универсальное описание Крыма. Т. 1 / В.Х. Кондараки. – Николаев, 1873. – 253 с.
- Кондараки В.Х. Универсальное описание Крыма. Т. 15 / В.Х. Кондараки. – Санкт-Петербург, 1875. – 236 с.
- Марков Е.Л. Очерки Крыма. Картины крымской жизни, природы и истории / Е.Л. Марков. – Москва, 1884. – 593 с.
- Никольский Н.П. Мангуп-Кале / Н.П. Никольский // Записки Крымского горного клуба. – 1893. – № 3. – С. 67-82.
- Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах / П.С. Паллас; пер. С.Л. Белявская, А.Л. Бертье-Делагард. – Москва: Наука, 1999. – Вып. 27. – 244 с.
- Ромм Ж. Жильбер Ромм Путешествие в Крым в 1786 г. / Ж. Ромм, К.И. Раткевич. – Ленинград: Издание Ленинградского государственного университета, 1941.
- Файзи М.Х. Армяне в легендах Крыма / М.Х. Файзи. – Симферополь: Аменна, 2002. – 80 с.
- Çelebi E. Narrative of travels in Europe, Asia, and Africa, in the seventeenth century / E. Çelebi. – London, 1834. – 220 p.
- Craven (Baroness) E.C. A Journey Through the Crimea to Constantinople: In a Series of Letters from the Right Honourable Elizabeth Lady Craven, to His Serene Highness the Margrave of Brandebourg, Anspach, and Bareith. Written in the Year MDCCLXXXVI. A Journey Through the Crimea to Constantinople / E.C. Craven (Baroness). – G.G.J. and J. Robinson, 1789. – 362 p.
- François de Tott baron de F.T. Memoirs of Baron de Tott: Containing the State of the Turkish Empire & the Crimea, During the … Vol. 1. Memoirs of Baron de Tott / baron de F.T. François de Tott. – G.G.J. & J. Robinson, 1786. – 532 p.
- Pojata (Skirmuntowa) H. Szkice z Krymu. Wycieczka na Mangub-Kale / H. Pojata (Skirmuntowa) // Klosy. – 1873. – Vol. 17. – № 433. – P. 250-251.
Поделиться ссылкой:
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.
Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.
Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.