Круглая карта мира, созданная в 1459 году, венецианским монахом фра Мауро и мореплавателем Андреа Бьянко, считается вершиной европейской средневековой картографии. Она была изготовлена по заказу португальского короля Альфонсу V. Оригинал карты утерян, но сохранилась ее копия, законченная уже после смерти фра Мауро, для Дворца дожей в Венеции. В настоящий момент она хранится в Библиотеке Марчиана.
Задолго до того, как в октябре 1425 года мангупский князь Алексей приказал поместить над входом в башню своего дворца плиту с двуглавым орлом, этот символ был хорошо известен в Крыму. Мы встречаем фантастическую птицу с двумя головами на керамике, на памятниках нумизматики, сфрагистики, резьбы по камню, самые ранние из которых датируются началом-серединой XIII века. Чтобы разобраться в истоках феодоритской геральдики, я попробовал систематизировать их по принципу принадлежности к тому или иному культурному кругу.
(1) Двуглавый орел известен в Византии с XII века как орнаментальный элемент восточного происхождения на придворных одеяниях и в скульптурном декоре. Нет свидетельств того, что до Палеологовской эпохи он мог иметь геральдическое значение.
Фанар. Собор святого Георгия. Двуглавый орел. Фото: Андрей Васильев (2006).
Неожиданное открытие сделано во время раскопок средневековой крепости Тягин. При проведении археологических исследований крепостной башни обнаружена известняковая плита, декорированная «сельджукской цепью», ближайшие аналоги которой известны по памятникам пещерного города Мангуп-кале.
Декоративная вставка с орнаментом в башне крепости Тягин.
Археологическая экспедиция Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского провела исследования оборонительной стены в балке Табана-дере пещерного города Мангуп-кале. В результате стену, которая много лет считалась турецкой, предложено датировать византийским периодом.
Мангуп. Строительная надпись с именем Цула-бега. Фото: Андрей Васильев
Еще со времен крестовых походов Трапезундская империя привлекала внимание европейцев. В средневековых романах можно найти приукрашенные рассказы о могущественном христианском царстве на Востоке, о его прекрасных дамах и благородных рыцарях. Образ империи Великих Комнинов в европейской литературе сугубо положительный, в отличие от Византии [Карпов, 2007, с. 488-489]. Неудивительно, что ее идеализация нашла отражение и в создании воображаемой геральдики Трапезундской империи, одно из главных мест в которой занял двуглавый орел. Это позволило А.В. Соловьеву предположить, что он был привезен в 1204 году из Константинополя как эмблема династии Комнинов [Соловьев, 2009, с. 137; Soloviev, 1935, p. 136]. Но так ли это на самом деле?
Двуглавый орел в родовой геральдике европейских аристократических семейств, связанных действительными или мнимыми родственными узами с византийскими императорскими домами.
В ходе раскопок на плато Эски-кермен крымским археологам удалось обнаружить центральную площадь средневекового города. В XII-XIII вв. с западной стороны она ограничивалась парапетом из мощных известняковых блоков, а в ее центре стояла каменная стела.
Эски-кермен. Центральная городская площадь, раскопки 2020 года.
В VI веке купец из Александрии, известный как Косьма Индикоплов написал трактат «Христианская топография», во многом обусловивший представление о мире, бытовавшее в Средние века на христианском Востоке, в Византии, а также среди восточных и южных славян. Косьма отвергал античную шарообразную модель и отстаивал идею плоской земли как единственно согласующуюся с христианским вероучением.
Карта мира из «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова. Vat.gr.699 f.40v (Biblioteca Apostolica Vaticana).
Захватывающий и яркий уик-энд 15 и 16 августа стал подарком для всех гостей музея под открытым небом «Крепость Алустон». Об этом пишет Крымский новостной портал «Информер» со ссылкой на одного из организаторов проекта, депутата Государственного Совета Республики Крыма Виктора Жиленко.