Двуглавый орел в Византии. Часть 4. Геральдическая эмблема

Гербы и геральдика могли рассматриваться византийцами как явления не только иностранные, но и католические по умолчанию. Для Византии были характерны консерватизм, стремление сохранить в нетронутом виде наследие древних Греции и Рима, поэтому, несмотря на частные сношения с латинскими государствами крестоносцев, пока греческая империя оставалась единой, западные нравы не могли существенным образом влиять на ее культуру. Соответственно не было в классической Византии и таких явлений как гербы и геральдика [Cernovodeanu, 1982, p. 409-410].

Читать далее Двуглавый орел в Византии. Часть 4. Геральдическая эмблема

Двуглавый орел в Византии. Часть 3. Императорская инсигния

Двуглавые орлы со второй половины XIII века встречаются на одеяниях высшей византийской знати, но никогда на императорских. Однако есть один атрибут парадных царских портретов, позволяющий говорить о них как об инсигнии василевсов.

Читать далее Двуглавый орел в Византии. Часть 3. Императорская инсигния

Двуглавый орел в Византии. Часть 2. От украшения к знаку ранга

В описи имущества афонского монастыря Богородицы Ксилургу, составленной в 1143 году, значатся «червлени с двойными орлами». «Червлень» – красная шелковая ткань, а «двойные орлы» вполне могли быть двуглавыми [Азария (Попцов), Терновский, 1873, с. 52-53, 62; Соловьев, 2009, с. 133]. Спустя полтора столетия, среди текстилей из реликвария Святого Престола в Риме, были отмечены алтарное покрывало со львами и орлами в золоте, красное одеяние с грифонами и орлами, алая туника с орлами и грифонами без орнамента, а также алый далматик с большими двуглавыми орлами – все византийского производства [Molinier, 1885, p. 19,29,30].

Фрагмент ризы из собора в Ананьи
Фрагмент ризы из собора в Ананьи.

Читать далее Двуглавый орел в Византии. Часть 2. От украшения к знаку ранга

Двуглавый орел в Византии. Часть 1. Скульптурный декор

Одной из наиболее авторитетных работ, посвященных истории двуглавого орла, является статья А.В. Соловьева «Геральдические эмблемы Византии и славяне», увидевшая свет в 1935 году на французском языке и недавно переведенная на русский [Соловьев, 2009; Soloviev, 1935].

Мраморная плита с двуглавым орлом над старыми воротами Эсфигменского монастыря.
Мраморная плита с двуглавым орлом над старыми воротами Эсфигменского монастыря.

Читать далее Двуглавый орел в Византии. Часть 1. Скульптурный декор

Двуглавый орел: Покорение Запада

В Священную Римскую империю двуглавый орел попал через Сицилийское королевство, объединенное в конце XII века с Германией под властью дома Гогенштауфенов.

Резной потолок южного нефа Палатинской капеллы (фрагмент).
Резной потолок южного нефа Палатинской капеллы (фрагмент).

Читать далее Двуглавый орел: Покорение Запада

Двуглавый орел. Путешествие на Запад: Крестовые походы

На памятниках европейского искусства XI-XII вв. двуглавый орел имеет исключительно декоративный характер. На гербы и печати европейской аристократии он попадает несколько позже, в эпоху крестовых походов, одновременно с другими символическими изображениями, принесенными рыцарями с Ближнего Востока.

Гробница Бертрана Дюгеклена в Соборе Сен-Дени
Гробница Бертрана Дюгеклена в Соборе Сен-Дени.

Читать далее Двуглавый орел. Путешествие на Запад: Крестовые походы

Двуглавый орел. Путешествие на Запад: Романское искусство

Появление двуглавого орла в Западной Европе относится к началу второго тысячелетия нашей эры. В первую очередь он проникает в те регионы, которые имели связи с Востоком.

Миниатюра из рукописи Recognitiones Псевдо-Климента.
Миниатюра из рукописи Recognitiones Псевдо-Климента.

Читать далее Двуглавый орел. Путешествие на Запад: Романское искусство

Памятники Крыма в творчестве К.Ф. Богаевского

Константин Федорович Богаевский, известный в первую очередь как мастер романтико-фантастического пейзажа, в 1924-1928 гг. по заказу Крымского комитета по охране памятников искусства и старины (КрымОХРИСа) создал серию акварелей с историческими достопримечательностями полуострова.

Читать далее Памятники Крыма в творчестве К.Ф. Богаевского

Крым на средневековых картах мира

Mappae mundi – особая разновидность карт, распространённых в Средние века (VIII-XV вв.) в Западной Европе. Главная их особенность заключается в том, что они использовались не для практических целей, а для иллюстрации церковного учения о картине мироздания.

Фрагмент Эбсторфской карты c Ноевым ковчегом
Фрагмент Эбсторфской карты c Ноевым ковчегом и легендой о ссылке св. Климента и Овидия на Черное море.

Читать далее Крым на средневековых картах мира

Волшебная птица Востока

После того как в VIII веке до РХ позднехеттские царства погибли под мечами жестоких ассирийских завоевателей, двуглавый орел надолго исчез из истории, чтобы, по образному выражению византиниста А.В. Соловьева, восстать ото сна почти через две тысячи лет[1].

Фрагмент текстиля с двуглавым орлом из гробницы св. Зоила в Каталонии.
Фрагмент текстиля с двуглавым орлом из гробницы св. Зоила в Каталонии.

Читать далее Волшебная птица Востока

Страна Дори – Крымская Готия – Феодоро